Позитивная психотерапия

Термин "Позитивная психотерапия" был впервые использован немецким психотерапевтом Носсратом Пезешкианом в 1972 г. Метод позитивной психотерапии относится к транскультурным, психодинамическим психотерапевтическим методам с гуманистической точкой зрения на человека . В 2009 году профессор Носсрат Пезешкиан номинирован на Нобелевскую премию в медицине и физиологии .
Одной из самых важных данностей человеческой природы являются его способности ,-как врожденные ( "базовые"), так и сформировавшиеся в процессе развития личности ("актуальные способности").
Основа позитивной психотерапии - в рассмотрении человека как особой ценности . Патопсихологические симптомы трактуются как формы реакции адаптации (депрессия как реагирование на глубокие эмоциональные конфликты , фригидность как отказ при помощи тела).
Требуется не устранение нарушения или отклонения, а стимулирование резервных возможностей человека и его психологических способностей .
Позитивная психотерапия основывается на :
- позитивном подходе к человеку и его самочувствию ;
- содержательной оценке конфликта ;
- пятиэтапной терапии, в основе которой лежит самопомощь .
С точки зрения позитивной психотерапии в каждом симптоме можно найти не только негативное , но и позитивное начало . Боль , например , можно интерпретировать как сигнал о бедствии , повышенную температуру тела - как хорошую сопротивляемость организма , и т. д.
Основной целью является изменение точки зрения пациента на своесостояние и как следствие - новые возможности в поисках резервов. А так как позитивная психотерапия исходит из того , что в основе многих психических и психосоматических состояний , лежит конфликт , то смена точек зрения на симптомы или синдромы позволяет более диференцированно подходить к конфликту . Например, определив, что депрессия - это прежде всего "способность человека глубоко эмоционально реагировать на конфликт", далее будем заниматься не столько депрессией , сколько конфликтом , который стоит за этим синдромом .
В позитивной психотерапии для достижения этой цели широко используются притчи , поучительные истории , "психотерапевтические сказки ". Каждый так или иначе пользуется этим методом . Важно, чтобы рассказанная история была яркой, в чем то сходной с конфликтом человека . Сходство не должно быть чрезмерно конкретным , а соприкасаться с конфликтом по касательной . Тогда эффект от рассказанной истории будет сильнее .
В основе концепции позитивной психотерапии лежит точка зрения , что каждый без исключения , человек обладает двумя базовыми способностями : к познанию ( когнитивность ) и к любви ( эмоциональность). Способность к познанию в свою очередь выражает рациональную , интеллектуальную суть человека ( левое полушарие головного мозга ) , а способность любить - эмоциональную и душевную его суть ( правое полушарие ).
Способность к познанию означает способность учиться и учить . Из нее развиваются вторичные способности, такие, как пунктуальность , чистоплотность , аккуратность , послушание , вежливость , честность , открытость , верность , справедливость , трудолюбие , бережливость , обязательность , тщательность и добросовестность .
Способность к любви означает способность любить и быть любимым . Оба компонента одинаково важны : способность активно устанавливать эмоциональные отношения ( любить ) и способность эмоциональные отношения принимать и поддерживать ( быть любимым ). Способность к любви ведет в своем дальнейшем развитии к таким вторичным способностям, как умение любить , быть примером , иметь терпение , уделять время чему- то , умение устанавливать контакты , проявлять и принимать нежность и сексуальность , иметь надежду , уметь доверять , верить и сомневаться , приобрести уверенность и устанавливать единство .
Базовые способности являются актуальными или психодинамически действующими . Они взаимосвязаны с такими категориями , как "Сверх-Я" и Я-идеал" ,чувство самоценности и комплекс неполноценности , а также "желательным" и "нежелательным" поведением в поведенческой терапии .
Отмечено , что в Западной Европе , Америке больше всего выражена способность к познанию , в восточных странах — способность к любви .Межкультуральный подход проходит красной нитью через всю позитивную психотерапию , так как позволяет лучше понять структуру конфликта и поведения человека . Очень часто то, что неприемлемо в странах с одной культурой и традициями (прием алкоголя , особенности половых взаимоотношений и т. п. ) , приемлемо в других .Это не означает , что одна культура хорошая , а другая плохая .Просто они разные , а потому и поведение пациента с позиции той или иной культуры может трактоваться по-разному .
Все люди при решении своих проблем прибегают к типичным формам
переработки конфликтов . Если у нас есть проблема , мы сердимся , чувствуем себя перегруженными или непонятными , живем в постоянном напряжении или не видим никакого смысла в нашей жизни , то все эти трудности можно выразить в следующих четырех формах переработки конфликта , соответствующих четырем измерениям способности к познанию :
1 . тело / ощущения ;
2 . деятельность / разум ;
3 . контакты / традиции ;
4 . будущее / фантазия .

Эти формы переработки конфликтов каждый наполняет своими личными представлениями , желаниями и конфликтами .Какие из форм переработки конфликтов предпочитаются , зависит от приобретенного опыта, прежде всего — полученного в детстве .
Симптомы в сфере тело / ощущения — расстройства сна , потеря аппетита , заболевание органов , раздражительность , бесконтрольный прием пищи , сексуальные расстройства , витальная депрессия , утомляемость , боли , акустические и оптические галлюцинации , нарушения восприятия и влечений и аффективные расстройства . При помощи своих ощущений ребенок с самого начала развития устанавливает контакт с окружающим миром . Общая активность контролируется ощущениями. Ритмы сна и питания могут стать важнейшими .
К деятельности / разуму относятся расстройства мышления и интеллекта , нарушения внимания , памяти , трудности в принятии решения , склонность к рационализации , мечтательность , навязчивости и т. д.
Фиксация , предрассудки , стереотипы , фанатизм , слабость суждений , боязнь правды , чувства ненависти и вины , маргинальность и односторонность связаны с традициями и с контактами .
К сфере будущего / фантазии могут быть причислены отстранение от действительности , сексуальные фантазии , опасения , суицидальные фантазии , навязчивые представления.
Информация , поступающая из внешнего и внутреннего мира , проходит сквозь призму собственного опыта , через цензуру приобретенных стереотипов . В ответ на конфликт реагирует одна из четырех сфер . Даже, если в разрешении конфликта доминирует тело , то встает вопрос : почему один человек реагирует на конфликт преимущественно сердцем, а другой- желудком, третий- кожей (нейродермиты) или нарушением функции дыхания.
Поражение того или иного органа органа при психоматическом заболевании становится понятным при взгляде на концепции, которых он придерживается в отношении к телу в целом, отдельным его органам и их функциям, а также к здоровью и болезни.
Например, у больных с желудочными расстройствами, а также с ожирением мы можем наблюдать концепции, связанные с приемом пищи («Все, что на столе , должно быть съедено » ). В противоположность этому у лиц с ишемической болезнью сердца мы часто обнаруживаем концепции, которые указывают на проблематичную ситуацию в отношении пунктуальности и распределения времени. Пациенты с ревматическими болезнями проявляются преимущественно типичными проблемами вокруг вежливости ( «Возьми себя в руки, что скажут люди» ).У пациентов с кожными заболеваниями достаточно часто выявляются конфликтные концепции в отношении чистоплотности и общения.
Деятельность / разум. Измерение этого имеет особое значение в индустриальном обществе. Сюда же относятся способы становления норм деятельности и их включения в концепцию " Я ". Мышление и разум сделают возможным систематически и целенаправленно решать проблемы и оптимизировать деятельность. Возможны две целенаправленные реакции бегства: бегство в работу и бегство от требований деятельности. Типичные симптомы- проблемы самооценки, перегрузки, стрессовые реакции, страх увольнения, нарушения внимания и "дефицитарные" симтомы, такие, как пенсионный невроз , апатия, снижение активности и т. д. Концепции : "Если ты что-то можешь, тогда ты что-то из себя представляешь "; "Кончил дело - гуляй смело" и "Без труда не вытащишь и рыбки из пруда" ; "Время - деньги" и т. д.
Контакты / традиции . Эта сфера подразумевает способность устанавливать и поддерживать отношения с самим собой, партнером, семьей, другими людьми, различными их группами, социальными слоями и культурными кругами; отношение к животным, растениям и вещам . Социальное поведение формируется под влиянием приобретаемого опыта и полученного наследства ( традиции ), особенно это касается становление наших возможностей налаживать контакты. Существуют социально обусловленные критерии выбора, которые ими управляют: например, человек ожидает от партнера вежливости, искренности, справедливости, аккуратности, общности определенных интересов и т. д. и выбирает себе партнера в соответствии с этими критериями.
Будущее / фантазия ( интуиция ). Можно реагировать на конфликты, активизируя фантазию, воображая решения конфликтов, представляя мысленно желаемый успех или наказывая и даже убивая в мечтах людей, на которых накопилась злость из-за того, что кто-то был не верен, не прав или придерживается других убеждений. Фантазия и интуиция могут, например, возбуждать и даже удовлетворять потребность при творческих изысканиях и сексуальных фантазиях. В качестве " личного мира" фантазия отгораживает от травмирующих и болезненных вмешательств действительности, и создает временно комфортную атмосферу ( например алкоголь , токсикомания ). Она может не воспринимать "злое дело" и болезненный разрыв с партнером как состоявшиеся; она может также и устрашать, становиться могущественной, делая действительность не переносимой в следствие проекции собственных страхов. Так воображение смешивается с восприятием и ведет к симптомам, которые встречаются при шизофрении в виде бредовых идей. Чтобы укротить пугающую динамическую силу фантазии, некоторые люди вырабатывают навязчивое поведение, которое им помогает удержать в узде угрожающие фантазии и защищаться от неконтролируемых всплесков эмоций. В этой сфере актуальные способности как содержание фантазий также играют главную роль.
Решающей для уравновешенного душевного состояния является способность мыслить позитивно-творчески. Это качество почти утрачено многими людьми, но его очень легко восстановить.
В личностной сфере односторонность в четырех качествах жизни проявляется внешне в открытых формах четырех реакций " бегства": это "бегство" в болезнь (соматизация ) , в активную деятельность (рационализация), в одиночество или общение (идеализация или обесценивание) и в фантазии (отрицание).
Четыре сферы переработки конфликтов соотносятся с когнитивностью. Еще одно существенное измерение человеческой жизни определяется способностью к любви , которая также развивается во взаимодействии с окружающим миром. На основании этого мы интересуемся характером отношений, открывающих доступ к возможности проявления эмоциональности.
При возникновении и проявлении заболевания (неврозы, психоматические заболевания) большую роль играет актуальный конфликт. Он может быть результатом воздействия макропсихотравмы (например, смерть близкого человека, эмиграция, безработица или смена профиля работы) или формируется под воздействием постоянно действующих микропсихотравмирующих факторов (конфликты в семье или на работе, общая эмоциональная напряженность в обществе и т. п.).
Актуальный конфликт, сам по себе изначально нейтрален. Но когда этот конфликт касается конкретного человека, то он получает индивидуальное звучание и становится патогенным фактором. Личность здесь играет не менее важную роль, чем конфликт. Только тогда, когда личность пропускает конфликт сквозь призму своего "Я", он приобретает индивидуальное значение.
Степень, в какой актуальный (нейтральный) конфликт станет для данной личности патогенным, зависит от многих причин, основными из которых являются конкретная ситуация, реакция на конфликт и личностные особенности.
Специфическое взаимодействие актуального и базового конфликта описывается в позитивной психотерапии следующей моделью: способности, ценностные установки, концепции и готовность к конфликту усугубляют внешние события и эмоционально окрашивают их на фоне биологически- биографической данности.
Например, в паре "учтивость-прямота" учтивость означает способность быть внимательным, подчиняться, говорить: "Да" ценой интуитивного отказа и эмоциональной реакции страха; прямота как способность открыто выражать потребности, стоять за себя и утверждать себя определяет сопутствующий риск агрессии.
Это взаимодействие считается центральной " точкой включения", где решается дальнейшее направление переработки конфликта.
В этих событиях принимает участие весь организм, в особенности гармональная и вегетативная нервная система. Так могут возникать функциональные нарушения.
Основное внимание должно быть обращено на то, какое влияние оказывает конфликт на физическое состояние, на профессию, на контакты с окружающими, как он изменяет планы на будущее. В профилактическом смысле хорошо привести в равновесие все четыре сферы разрешения конфликта.
Человек со здоровой психикой - это не тот, кто не имеет проблем, а тот, кто знает, как их преодолеть и выйти из создавшейся конфликтной ситуации. Четыре модели для подражания, как они описываются в виде базового конфликта, проецируется на актуальные отношения человека в семье и вне семьи. Перенимается как опыт, полученный в общении с разными людьми, так и их идеалы.
Отношение к "Я". Оно во многом зависит от формы воспитания. Деформированные формы воспитания (гипер и гипоопека) обычно приводят к деформированным формам отношения к себе.
Отношение к " Ты ". Чаще всего воспроизводится модель поведения родителей и близких людей. Их взаимоотношения между собой, их представление о браке, сексуальности определяют в конечном итоге стереотипы поведения выросшего в этой семье ребенка. Отсюда и разные жизненные концепции: "я создам крепкую, гармоничную семью" или " я никогда не женюсь".
Отношение к " Мы". Модель поведения формируется по образцу родительского отношения к окружающим их людям. Если ребенку в семье и школе говорят о долге перед Родиной, чести, милосердии, а вокруг себя он видит лицемерие, разврат, воровство, то стереотипом поведения в дальнейшем становится не то, что этот ребенок слышит, а то , что он видит.
Отношение к " пра-Мы ". Поведение определяется сформировавшимся мировоззрением, религией, отношением к существующему в стране общественному строю и т. д.
Выделение четырех стереотипов поведения человека в конфликтной ситуации чисто условно, в реальности они взаимосвязаны и взаимозависимы.
Есть личностные особенности, которые достаточно высоко оцениваются социальным окружением. К ним , например, можно отнести вежливость, честность, верность, обязательность, справедливость, добросовестность. Другие личностные особенности такие, например, как необязательность, леность, неряшливость, высокомерие, жадность, вызывают у окружающих негативное отношение.
Преобладание тех или иных личностных качеств влияет на формирование конфликта и форму выхода из него.
На первом этапе решения конфликта важно как бы отстраниться от создавшейся конфликтной ситуации , рассмотреть ее со стороны и постараться составить о ней полное представление. При этом важно помнить о культуральных особенностях, о традициях и обычаях страны, в которой человек воспитывался и живет.
Прорабтка конфликта. отстранившись от конфликта и "увидев" его в целом, далее нужно тщательно проработать каждую его деталь. Следует помнить о четырех основных сферах разрешения конфликта. Важно выяснить , какое влияние оказал конфликт на самого человека , на его профессию , семью, межличностные отношения, социальный статус и т. п. Следует разобраться, какое влияние на формирование конфликта оказали взаимоотношения родителей, ближайшее окружение, внешняя среда, какую роль при этом сыграли личностные особенности самого клиента.
Только после тщательного анализа конфликта следует переходить к следующему этапу .
Ситуативное одобрение. В конфликте обычно участвуют не менее двух людей, и в каждом из них есть как отрицательные, так и положительные личностные качества.
Ситуативное одобрение - это прежде всего попытка переставить акцент с отрицательных качеств своего партнера (партнеров) по конфликту на положительные. А таковые всегда присутствуют даже у очень сильно обидевшего вас человека - нужно только попытаться их найти. Да и попытки критически оценить собственные недостатки тоже не бесплодны.
Вербализация. Этот этап подразумевает обсуждение конфликта. Расширение жизненых целей. Человек, охваченный конфликтной ситуацией, всю энергию вкладывает в нее (или в ее последствия). Важно понять непропорциональность распределения жизненной энергии и попытаться перераспределить ее между четырьмя основными сферами разрешения конфликта. Кроме того, помимо конфликта всегда существуют более важные жизненные цели, куда можно вложить часть этой энергии.
Партнер приносит человеку конфликты, сложности, проблемы и кризисы. Одновременно с этим он дает так же шанс дальнейшего развития личности и адекватного решения этих конфликтов.
Конфронтация во многих сферах человеческих взаимоотношений по-своему может быть благоприятной: в отношениях родителей и детей, отношениях с партнером и его родителями, взаимоотношениях с окружающими. Видеть в горе только горе, а в конфликте - только разногласия- означает глубокое непонимание, что в воспитании и психотерапии кроются необозримые возможности.
ЛИТЕРАТУРА:

Пезешкиан Н. "Позитивная семейная психотерапия".- М.,1994
Макаров В.В. Психотерапия нового века.- М.,2001.