Развиваем малышей (игрушки, игры)
Игрушки.
Для детей первых трех месяцев.
Игрушки должны быть из экологически чистых материалов, цельные, чтобы ребенок не мог проглотить оторванную часть. Простой формы, легко раскачивающиеся при малейшем движении воздуха, лучше круглой формы и ярких цветов. Одна - две картинки над кроваткой с мотивом: веселые рожицы, цветы, солнышко, рыбки. Мягкие тряпичные игрушки или куклы. На третьем месяце - деревянные легкие игрушки и погремушки.
Смысловые игрушки от 4 до 6 месяцев
Маленькие матерчатые мешочки, наполненные кусочками пенопласта, фасолью, целлофаном и т.д. Сшейте из цветных лоскутков маленькие мешочки и наполните их этими материалами, - ребенок приобретает навыки хватания и осязания, знакомится с предметами разного веса. Швы у мешочков должны быть тщательно заделаны. Деревянные катушки из-под ниток. Коробка из-под шоколадных конфет. Яркая, большая, пластмассовая ложка (или небольшая деревянная). Маленький венчик для взбивания белка.
Лоскутки самых различных тканей: хлопчатобумажные, шелковые, шерстяные, махровые, бархатные. Важно, чтобы кусочки материала и тканей были малого формата, иначе ребенок сможет в них завернуться.
Игрушки для детей от 7 до 9 месяцев
В третью четверть года дети начинают интересоваться игрушками, которые можно катать, двигать и тянуть. Особое удовольствие доставят:
Разноцветный резиновый или надувной мяч для игры а воде. Теннисные мячики. Деревянные шарики (достаточно крупные, чтобы ребенок не смог засунуть их в рот).
Круглые фрукты: яблоки, апельсины, грецкие орехи (лесные орехи нельзя -слишком мелкие и ребенок может их проглотить)
Различные сосуды для игры в ванне (пластиковые баночки, бутылочки, тарелки, мисочки, мыльницы и др.).
Рулон туалетной бумаги. Автомобильчик, чтобы можно было его катать (улитка, уточка на колесах и т.д.). Первая книжка с крупными картинками, обведенными контурами, с яркими раскрашенными иллюстрациями, которые можно показывать и комментировать уже с 4 месяцев.
Игрушки для детей от 10 до 12 месяцев
Ребенок хорошо сидит и играет обеими ручками, поэтому используются игрушки: яркие разноцветные строительные кубики, пластмассовые емкости, матрешки, вкладывающиеся друг в друга. Толстые цветные карандаши - мелки, чтобы выводить каракули.
Для купания в ванне: пластмассовые баночки различной величины и формы, пусть ребенок заполняет их водой. Яркая пластмассовая лейка.
Простые «музыкальные» инструменты, например, барабан (миска или кастрюля), колокольчики. Хранятся игрушки в доступном месте, и ребенок сам их достает и кладет на место. Как только ребенок научится сидеть и какое-то время заниматься один, в его распоряжении должен быть маленький стульчик и низенький столик - «рабочее место», где он может рисовать и играть. Приучаем ребенка убирать игрушки каждый вечер перед тем, как ложиться спать.
Развивающие игры для детей до 1 года.
Игры — один из способов сделать процесс воспитания ребенка приятным и полезным для самого малыша и для взрос¬лых, окружающих его. В игре ребенок познает мир вокруг себя, игры помогают малышу осваиваться в реальности и правильно реагировать на события. С помощью игр можно прививать необходимые навыки и умения, развивать физическую силу и творческие способности.
До 1 месяца
Гляделки
Самая первая игра, — «Гляделки». Замечено, что в этом возрасте детей больше всего привлекают лица родителей.
Возьмите малыша на руки и подержите его в вертикальном положении. Дождитесь, когда ребенок сосредоточится, и начинайте игру: широко открывайте и закрывайте глаза, подмигивайте, улыбайтесь, открывайте и закрывайте рот.
Первоначально взгляд ребенка будет просто скользить по вашему лицу, редко фиксируясь надолго. Однако скоро малыш научится сосредотачивать взгляд на неподвижном или движущемся объекте.
Тренируем глазки
Для занятий подойдет предмет или игрушка любой выразительной окраски.
Перемещайте выбранный предмет из стороны в сторону на расстоянии 50-70 см от глаз ребенка, периодически останавливая его. Следите за тем, чтобы малыш повторял глазами те же движения, т. е. двигал глазами то вправо, то влево, то удерживая взгляд на предмете.
Чтобы научить концентрировать взгляд, предмет нужно перемещать и горизонталь¬но, и вертикально, то приближая, то отдаляя его от глаз ребенка.
От 1 до 3 месяцев
Погремушка
Погремушка должна быть желтого цвета, так как ученые счита¬ют, что новорожденные среди прочих цветов выделяют именно желтый, не очень шумной, чтобы звук не пугал малыша. Погремушкой погремите слева, затем справа от ребенка. Вскоре вы заметите, что малыш следит глазами за перемещением игрушки и прислушивается к звуку. Так тренируется слух и происходит совмещение реакций органов слуха и зрения.
Оглядись вокруг
На втором месяце жизни ребенок видит лучше и четче, чем в первые дни. Теперь все больше предметов попадает в поле его зрения. Находясь дома, малыш обычно разглядывает контрастно окрашенные предметы: обои с явно выраженным геометрическим рисунком, цветные картины, черно-белые фотографии, игрушки с черно-белым узором.
Внимание малыша привлекают плавно раскачивающиеся деревья и цветы, движение облаков, силуэты людей.
Обезьянка
С двухмесячным малышом: возьмите ребенка на руки и держите так, чтобы расстояние от его глаз до ваших не превышало 20-25 см. Если малыш находится в состоянии спокойной сосредоточенности, то можете начинать игру. Медленно высуньте свой язык, затем дайте ребенку присмотреться к вашим действиям. Затем пошевелите языком и спрячьте его. Повторите это несколько раз. В следующий раз вы можете изменить игру, например, широко открывать и закрывать рот.
Наблюдатель
Игрушки различной формы, контрастно окрашенные, подвесить на веревочках над кроваткой. Сначала он будет просто смотреть на игрушки, а в возрасте около трех месяцев начнет трогать их ручками, ножками и наблюдать за их движением.
От 3 до 6 месяцев
Чудесное зеркало
Усадите ребенка перед обычным большим зеркалом и привлеките его внимание к «двойнику». Глядя на себя в зеркало, если ребенок плакал, - быстро успокоится.
Интересные движения
Посадить ребенка так, чтобы ему был виден аквариум с рыбками, маятник от настенных часов или маленький игривый котенок. Наблюдая некоторое время за движением маятника или животных, ребенок даст вам возможность отдохнуть или заняться своими делами.
Переступание
Возьмите ребенка под мышки и, поддерживая его, поставьте ножками на ровную поверхность. Пусть малыш отталкивается от пола ножками — то одной, то сразу двумя. Это подготовка к ползанию, а затем и к ходьбе.
Ванька-встанька
Укрепляем мышцы живота, шеи и спины. Положите ребенка на спину на коврик перед собой, возьмите его руки в свои. Держа малыша за ручки, помогайте ему сесть. Если ребенок проявит желание, помогите встать на ножки, поддерживая при этом за подмышечные впадины. Пусть он немного «постоит», осмотрится. Затем медленно опустите ребенка в исходное положение. Повторите упражнение 5 раз.
Крест-накрест
Укрепляем мышцы бедер, ног и нижней части спины. Положите малыша на животик, пусть попробует приподняться на ручках. В то время, пока он разглядывает все вокруг, возьмите его ножки в свои руки и осторожно скрестите их. Одна ножка окажется поверх другой. Затем вернитесь в исходное положение. После этого повторите упражнение. Теперь другая ножка должна оказаться сверху. Повторить 5 раз для каждой ножки.
Юный барабанщик
В эту игру можно играть с малышом в возрасте четырех месяцев. Найдите похожий на барабан предмет (пластмассо¬вое ведерко, картонную коробочку и т.п.) или игрушечный барабанчик и покажите ребенку, как нужно стучать по нему. Малыш будет радостно бить кулачками по «барабану» и при-слушиваться к издаваемым звукам.
От 6 до 9 месяцев
Учимся ползать
Приобретаются основные навыки ползания, дается физическая нагрузка, укрепляются мышцы.
С пяти-шести месяцев: поставьте интересующий ребенка предмет на расстоянии 20-30 см и привлеките его внимание: «Посмотри, какая красивая игрушка, достань-ка ее!» При этом можно подвигать игрушкой, придвинуть ее, чтобы он смог достать ее. Одобряйте любую попытку к ползанию. Вводите в игру новые предметы и игрушки, чтобы постоянно поддерживать интерес к игре. Во время игры ничто не должно отвлекать внимание.
К семи-восьми месяцам правила игры усложняем. На пути к игрушке можно сделать небольшое возвышение (преграду), например, положить поролоновую диванную подушку или сложенное в несколько раз одеяло. Если ребенку трудно преодолеть препятствие, помогите ему (подсадите, подбодрите).
Крепкие ручки
С шести месяцев: берем два цветных колечка и даем ребенку зацепиться за них ручками покрепче. Вы тоже должны держаться за те же колечки и осторожно приподнимать малыша так, чтобы он почти садился. Затем потихоньку опускайте его в исходное положение. Хвалите за «крепкие ручки». Повторите упражнение 6 раз.
Укрепление мышц живота
С семи месяцев усложняем вышеописанное упражнение, укрепляем мышцы живота. Положить ребенка на ровную поверхность. Возьмите одно колечко и дайте малышу покрепче ухватиться за него рукой. Теперь, придерживая ножки ребенка своей рукой, медленно поднимайте его туловище, держась за кольцо. Потом так же медленно опускайте малыша в исходную позицию. Затем переложите колечко в другую ручку ребенка и повторите упражнение.
Покажи свою силу
Если ребенок научился самостоятельно сидеть, посадите малыша на ровную поверхность и дайте ему в ручки все те же колечки. А теперь попробуйте потянуть за одно колечко так, чтобы ручка малыша оказалась вытянутой вперед. Затем малышу нужно потянуть колечко в свою сторону; при этом вы должны легонько сопротивляться. Теперь проделайте то же с другой рукой. Повторите упражнение по 4 раза для каждой руки.
Повороты
Когда ребенку исполняется восемь месяцев, он становит¬ся очень подвижным. Он способен сидеть не опираясь, поворачивается во все стороны, пытается вставать на ножки. Посадите ребенка на ровную поверхность и, привлекая его внимание то с одной, то с другой стороны, добейтесь того, чтобы малыш поворачивался то влево, то вправо всем корпусом. Повторите упражнение 6 раз в каждую сторону.
Переступания в стороны
С 8 месяце - ставьте ребенка у опоры или просто держите его за руки. Сделайте движение руками в одну сторону, чтобы малыш переступил ножками вбок. Затем помогите малышу вернуться в исходное положение. После этого сделайте то же самое в другую сторону. Повторите упражнение по 4 раза в каждую сторону.
Гибкая спинка
Положите ребенка спинкой на ровную поверхность. Придерживая руками ноги малыша, на счет «три» закиньте ножки ему за голову, но не касайтесь ими поверхности. Некоторое время удерживайте это положение, затем опустите ножки в исходное положение. Повторить упражнение 5 раз.
Качалка
Сядьте на пол, согните ноги в коленях, а ступни поставьте вместе. Теперь возьмите ребенка за руки и прижмите к своим голеням. Далее плавно откиньтесь назад, при этом увлекая малыша за собой. Ваши ноги должны быть напряжены, а малыш должен занять горизонтальное положение лицом к вам. Немного покачайте ребенка на ногах, сгибая и разгибая их. Затем вернитесь в исходное положение. Упражнение повторить 5 раз. Игра вселяет ребенку уверенность в себе, развивает чувство равновесия.
Малыш на шаре
Для этой игры понадобится большой надувной мяч. Надуйте его не до конца. Затем положите ребенка животиком на мяч и придерживайте его за бедра. Теперь медленно перекатывайте малыша то вперед, то назад.
Повторите упражнение по 5 раз в каждую сторону. Игра помогает укрепить мышцы спины, шеи и живота ребенка.
Пуговичное ожерелье
С помощью этой игры можно тренировать пальчики малыша. Возьмите прочную нитку и наденьте на нее много пуговиц, различающихся по форме, размеру и цвету. Крепко завяжите нитку. Теперь дайте малышу исследовать пуговичное ожерелье: пусть он потрогает каждую пуговичку, переберет их все пальчиками. Следите за тем, чтобы маленький ребенок не пытался надеть это «ожерелье» на шею, поэтому лучше сделать «ожерелье» таким, чтобы по диаметру оно было меньше головы ребенка.
В дальнейшем, когда ребенку исполнится 2,5-3 года, с помощью этого «ожерелья» можно проводить обучающие занятия: «Изучаем цвета», «Учимся считать», «Знакомимся с геометрическими фигурами».
Маленький футболист
Могут играть мальчики и девочки. Возьмите легкий мячик или воздушный шарик. Привяжите его к ножке малыша на короткую ниточку— так, чтобы он смог попинать его.
От 9 месяцев до 1 года
Чудо-карман
Наденьте фартук или любую другую одежду с нагрудным карманом. Положите в него несколько небольших предметов или игрушек. Когда вы возьмете ребенка на руки, он начнет исследовать содержимое вашего кармана. Следите за тем, чтобы ребенок не брал в рот предметы.
Правша или левша?
Уже в возрасте девяти месяцев вы можете определить, какая рука у вашего малыша доминирующая - левая или правая. Возьмите игрушку и положите ее прямо перед ребенком. Понаблюдайте, какой из ручек он возьмет ее. Затем поместите игрушку слева, а потом справа: он вновь и вновь будет тянуться к игрушке доминирующей рукой. Повторите этот эксперимент несколько раз, и вы сможете понять, правша ваш малыш или левша. Если у ребенка доминирующая рука — левая, не надо исправлять это насильно.
Достань игрушку
Поставьте ребенка на ровную поверхность и держите его одной рукой за ножки, а другой - за талию. Перед малышом положите небольшую красивую игрушку. Ребенок должен наклониться вперед, взять игрушку двумя ручками и принять вертикальное положение. Затем малыш должен наклониться снова, но уже для того, чтобы положить игрушку на место.
Палочка-выручалочка
Укрепляем мышцы рук. Ребенок на полу, ноги вытянуты. Вы берете небольшую крепкую палочку и предлагаете взяться на нее обеими руками. Когда малыш крепко обхватит палочку, потяните ее так, чтобы он с вашей помощью встал на ножки. После этого необходимо снова занять исходное положение. Повторите упражнение 4-6 раз.
Тяни-толкай
Сядьте напротив малыша и вместе с ним (с разных сторон) возьмитесь руками за достаточно крепкое кольцо. Потяните кольцо на себя так, чтобы малыш накло¬нился в вашу сторону. Затем дайте возможность малышу привлечь вас к себе с помощью кольца. Упражнение повторите 5 раз. Игра «Тяни-толкай» способствует укреплению кистей и пальцев рук, а также развитию мышц спины.
Крутим-вертим
Уложите ребенка на спину. Ножки малыша согните в коленях и несколько притяните к животику. Теперь возьмите малыша за голени и начинайте медленно вращать ими то в левую сторону, то в правую. Колени при этом описывают в воздухе окружность. Сделать 10 вращательных движений обеими ногами. Это упражнение развивает и укрепляет мускулатуру поясничной области позвоночника и пояса нижних конечностей.
Догонялки
Когда ребенок научится ползать, покажите заводную игрушку, заведите ее и отпустите. Попросите малыша достать ее и при этом сами «дого¬няйте» игрушку. Дайте ребенку обогнать вас.
Учимся ходить
Когда ребенок научится стоять самостоятельно и делать первые шаги, поиграйте с ним в игру «Учимся ходить».
На близком от малыша расстоянии на стуле, тумбочке поставьте медвежонка, зайчика или куколку, привлеките к ней внимание, скажите, имитируя голос персонажа: «Поиграй со мной!». Если малышу трудно преодолеть расстояние, подхватите его на полпути и вместе дойдите до желанной цели. В раннем возрасте одна и та же игрушка быстро надоедает,- вводите в игру новые игрушки и предметы.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии