Профилактика речевых нарушений у детей

Нарушения функции речи у детей и их профилактика.
Л.Н. Токмакова, И.Г. Гагаркина, Н.И. Нестеренко
Современное развитие информационного пространства благодаря интернету привнесло наряду с успехами в развитии общества и свои особенности. Приметами современного общения между людьми являются текстовые сообщения, пребывание в виртуальном интернет-пространстве социальных сетей, сокра¬щение речевого и личного общения. В связи с этим и благодаря сплошной компьютеризации обозначились проблемы развития детей, в частности речевого. Это проблемы усвоения письма (дисграфии) и нарушение процессов чтения (дислексии).
По статистике, от 30 до 65 процентов современных детей дошкольного возраста имеют предпосылки того или иного вида дисграфии, причинами которой являются и органические нарушения центральной нервной системы, и особенности формирования речевой функции ребенка. Например, отсутствие постоянного диалога родителей, дедушек и бабушек с малышом, большую часть свободного времени которые проводят у телевизора или за компьютером. Причинами могут быть и традиционные методы обучения письму и чтению, качественно овладеть которыми способны только шесть-семь человек из тридцати, остальные же дети пытаются догонять своих сверстников в учебе или сразу переходят в разряд отстающих. Надо заметить, что подавляющее большинство - это мальчики. В реальных жизненных ситуаци¬ях, к примеру, занятиях искусством, спортом, дети с дислексией учатся большему за меньший период времени по сравнению с обычным человеком, т.е. практические действия во многих областях осваивают быстрее. Они часто имеют гибкий, «быстрый» ум, способность остро чувствовать, тонко понимать знаки невербальной коммуникации, хорошо развитую интуицию. Правда, считается, по внешним проявлениям, что это психоэмоциональ¬ная нестабильность, нервозность, двигательная расторможенность, снижение или вовсе отсутствие мотивации к учебе.
Целью данного сообщения является привлечение внимания общественности к проблеме таких детей в системе современного образования. Поскольку социальная значимость состоит в том, что к подростковому возрасту у детей с трудностями в обучения на фоне чувства неполноценности, постоянной не успешности, повышенной тревожности, низкого уровня фрустрационной толерантности могут появляться симптомы девиантного поведения. Пресс давления общественного мнения зачастую приводит к изоляции ребенка, особенно опасным является родительское отношение, которое начинает определяться обвиняющими и по¬рицающими отзывами окружающих.
Дисграфия - это неспособность овладеть письмом при нор¬мальном развитии интеллекта, и часто дислексия и дисграфия наблюдаются у детей одновременно.
Симптомы дислексии:
- Замедленный, «угадывающий» характер чтения.
- Ребенок не может научиться читать или читает искаженно.
- Читает, теряя буквы, путая их порядок.
- Не улавливает смысла прочитанного.
Симптомы дне графин:
- Отсутствие пробелов между словами.
- Пренебрежение границами полей тетради, правилами пере¬носа.
- Зеркально перевернуты буквы «б», «в», «э», «з», цифры «4», «3», «5».
- Не дописывание слов, перестановка слогов.
Уже с раннего возраста ребенка можно заметить симптомы и насторожиться в отношении нарушенного формирования школь¬ных навыков чтения и письма.
- Малыш в 3-4-х летнем возрасте не знает, как нужно дер¬жать книжку; не отличает каракули от букв; не узнает на письме собственное имя; его словарный запас беден. Плохо различает и воспроизводит звуки.
- В 5-6 лет - не может вычленять звуки в словах; испытывает затруднения при назывании знакомых предметов и цвета.
- В 7-8 лет - читает медленно, не умеет читать незнакомые слова, старается уклониться от чтения.
- В 8-9 лет - становится замкнутым; возникают проблемы поведения; пытается угадать, как звучит слово, упускает смысловое содержание.
- «Незрелая моторика» - не может научиться завязывать шнурки, застегивать пуговицы.
Профилактикой нарушений речи и письма необходимо заниматься с раннего возраста, важна активация всех анализаторных систем (органов чувств) ребенка, использование специальных упражнений, игр. Доказана результативность нейропсихологи- ческой коррекции. Будущим мамам полезны прогулки на свежем воздухе по 3-4 часа в день.
Наиболее важен первый год жизни малыша: закладывается фундамент будущего развития, любознательности, активности. Курс массажа для малыша очень полезен. Пальчиковая гимнастика, при любой возможности играем с малышом, общаемся с ним. Важен этап ползания, который запускает функцию межполушарного взаимодействия. Если малыш пропустил фазу ползания - сразу встал на ножки, надо включать в игру с ним упражнения, которые заставят встать на колени, например, «ползать наперегонки», чередовать ходьбу с ползанием. Игровые занятия являют¬ся главным методом развития ребенка от 0 до 7 лет.
Моторное развитие ребенка идет поэтапно, и на каждом предыдущем этапе тело подготавливается к новым достижениям последующего. Например, ползание - укрепляет межполушар¬ную связь: между двумя полушариями идет активная слаженная работа, малыши, благодаря этому, лучше управляют своим телом и ориентируются в пространстве. Ползание помогает растянуть связки запястий и кисти, что необходимо для развития мелкой моторики, детям будет проще научиться держать в руке карандаш или ложку, а в будущем освоить письмо и рисование. Выпадение одного или нескольких из этапов моторного развития неблаго¬приятно сказываются в последующем. Полноценное раннее развитие ребенка вносит весомый вклад в профилактику отклонений в развитии письменной речи, для формирования речи важна активация тактильного анализатора (прикосновения, поглаживания, прижимания к себе), вкусовых и обонятельных ощущений (для обогащения впечатлений внешнего мира), речевое общение, зрительные впечатления (в будущем это способствует успешному узнаванию букв). Для развития чувства ритма в речи, формирования фонематического слуха необходимо развивать ритмику, умение слушать и анализировать музыкальные произведения.
Ребенок с дислексией принимает окружающую действи¬тельность не так, как воспринимают ее другие люди. Ребенок с дислексией имеет трудности в восприятии информации, дезориентацию в пространстве, неловкость, неуклюжесть, дефицит внимания. В рамках консультативных встреч с семьей мы проводим диагностику, разрабатываем индивидуальную коррекционную программу, даём рекомендации родителям. Важно с ребенком чаще гулять на свежем воздухе, использовать водные процедуры, особенно, контрастный душ и массаж шейной и затылочной зон жёстким полотенцем, заниматься в спортивных секциях с обучением дыхательным упражнениям, учиться игре на музыкальном инструменте, использовать игровую психотерапию. Последнее имеет особое значение, т.к. у современных дошкольников жизнь часто протекает активно в плане интеллектуального развития в ущерб обычным детским играм, преобладают «игры в одиночку» (компьютерные игры, конструкторы), что не формирует контроль поведения и соблюдение правил. Результатом последнего мы имеем рост чис¬ла детей с дефицитом игрового развития, не адаптированных в социуме. Поэтому наши коррекционные программы строятся на базе игры.
Считаем, что необходима дополнительная подготовка вос¬питателей ДОУ для проведения психокоррекционных программ, а также учителей начальной школы, которые могли бы вовремя распознавать и корректировать симптомы дисграфиии дислексии, снижая отрицательное влияние напряжения, возникающее у школьников при продолжительном умственном труде.
Профилактике и психокоррекции речевых нарушений у детей дошкольного и школьного возраста посвящен проект КРОО «Институт семьи» «Психолого-речевой центр «Слово», реализуемый в Красноярске с 2014 года и по настоящее время.