Предпосылки речевых нарушений у детей раннего возраста

Предпосылки речевых нарушений у детей раннего возраста
Родители, внимательные к своим детям, могут увидеть предпосылки дисграфии на первом году жизни:
• Отсутствие реакции на обращенную речь или появление ее с задержкой. В норме с 5-й недели жизни ребенок реагирует на обращенную к нему речь: перестает плакать, прислушивается к голосам родных.
• Слабое «гуканье» (начальное гуление) или его отсутствие. С 8 недель ребенок начинает произносить отдельные гортанные звуки. Слабое или отсутствующее гуление - в норме на 3-м ме¬сяце жизни появляется смех и истинное (певучее) гуление, когда ребенок, находясь в спокойном состоянии, издает протяженные гласные звуки.
• Если ребенок не держит головку в 2-2,5 месяца.
• Позднее появляется или отсутствует «комплекс оживле¬ния» - эмоционально-двигательная реакция ребёнка, обращенная к взрослому, ярко проявляемая в 6 месяцев.
• Не сидит (норма: бмес.);
• Слабый или отсутствующий лепет - в 5-6 месяцев жизни гуление постепенно переходит в лепет; который состоит из цепо¬чек слогов (ба-ба-ба, ма-ма-ма), а в 9-10 месяцев активный лепет состоит из 4-5 слогов и более.
• Мало ползает или вообще не ползает (при своевременном развитии начинает ползать с 7 месяцев, иногда позже).
• Вовремя не пошел (к 1 году здоровый ребенок должен пойти).
Речевые навыки ребенка с первого года следующие: к 11-12 месяцам - первые слова, от 1-го до 2-х лет - пассивный словарь превосходит активный, звукопроизношение не сформировано. Дети говорят отдельные слова, обозначающие предметы или дей¬ствия, а к двум годам появляются фразы из двух слов. Запас слов быстро увеличивается. Речь эмоционально окрашена, сопрово¬ждается мимикой и жестами. В 2 года ребенок должен разговари¬вать. В возрасте от 2-х до 3-х лет - в норме у детей этого возраста еще постоянны ошибки в роде, числе и падеже существительных, не всегда употребляют союзы и предлоги, хотя слова произносят¬ся искаженно, но речь понятна окружающим. Словарный запас увеличивается: пользуются глаголами и прилагательными, начи¬нают использовать местоимения и предлоги.
С 4-х до 5-ти - ребенок знает и использует в речи много существительных, глаголов, прилагательных, использует обобщающие слова, называет профессии людей, называют животных и их детенышей, подбирает слова-антонимы. Разви¬вается способность к словообразованию, сложносочиненным и сложноподчиненным предложениям. К пяти годам исчезают почти все возрастные неправильности произношения. Не сформированными могут оставаться звуки Л и Р. К 6-ти годам - ре¬бенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. Развитие контекстной речи проявляется способностью к пересказу сказок, рассказов, собственных впе¬чатлений.
Предпосылки биографии у дошкольников:
• Наличие звуковых замен в устной речи, например, «зайтиш- ка» - зайчишка; «калусель» - карусель; «кромко» - громко и т.п. Ошибки выражаются в смешении согласных ч-т-х, с-з, п-б, к-г, рь-ль (звонкие и глухие).
• Отсутствие слуховой дифференциации акустически близких звуков (по твердости-мягкости, звонкости - глухости, свистя¬щих - шипящих, а также звуков «р», «л», «й»). Например, соглас¬ные Б-П, В-Ф или звуки, смешивающиеся между собой (Ч - Щ,
Ч-Ц,Ч-ТЬ,Ц-Т, С-Ц,Ч-Ш,Ц-ТС).
• Несформированность простых видов фонематическо¬го анализа слов: узнавание звука на фоне слова; выделение ударного гласного из начала слова и конечного согласного из конца слова; определение примерного места звука в слове (по принципу - начало, середина, конец). При нарушении анализа предложений - слитное написание слов, предлогов со словами («поддеревьями» - под деревьями; «втраве» - в траве), про¬пуски, перестановки слогов, добавление слогов. Нарушается звуко-буквенная структура (пропуски гласных, перестановки и добавление букв), например: «подосивники» - подосиновики; «встепенулись» - встрепенулись.
• Несформированность зрительно-пространственных представ¬лений и зрительного анализа и синтеза: ребенок затрудняется в раз¬личении сходных по начертанию букв в процессе овладения грамо-той. Появляются симптомы: не усвоение и неразличение графически сходных букв и их смешение, пропуски элементов «цепка» - щепка, включение лишних элементов («щентр» - центр), неправильное рас¬положение элементов, зеркальное написание («всюбу» - всюду).
Несформированность грамматических систем словоизмене¬ния и словообразования: неправильное употребление окончаний слов в устной речи, изменение падежных окончаний, изменением числа существительных, неумение конструировать предложение. Например: «налететь» - влететь, «котенки» -