Дети с синдромом дефицита внимания.

Дети с синдромом дефицита внимания
и гиперактивности. материал составлен И.Г. Гагаркиной, Л.Н. Токмаковой
Медико-социальная значимость проблемы синдрома дефицита внимания и гиперактивности находится в сфере профессиональ¬ных интересов не только детских неврологов, психиатров и педи¬атров, но также педагогов и психологов, и, конечно, родителей. Самой большой сложностью для таких детей является их адапта¬ция в обществе. Проявления СДВГ уже заметны с самых первых дней жизни малыша. Он активный, подвижный, кричит, плачет, очень бес¬покойный. На первом году жизни эти дети чувствительны к ис¬кусственному свету, звукам, различным манипуляциям мамы, связанным с уходом, отличаются громким плачем, нарушениями сна (с трудом засыпают, мало спят, излишне бодрствуют). Дети могут отставать в двигательном развитии, на 1-2 месяца позже начинают переворачиваться, ползать, ходить. Количество движе¬ний малыша избыточно и они хаотичны. О ребенке говорят - дви- гательно беспокойный. Возможна задержка в речевом развитии, такие дети позже начинают изъясняться фразами; отмечается моторная неловкость или неуклюжесть, позже овладевают слож¬ными движениями (прыжками и др.).
У мальчиков СДВГ встречается чаще, чем у девочек, в 4-5 раз, но у девочек состояние протекает тяжелее. Высокая частота распространенности синдрома у мальчиков обусловлена более высокой уязвимостью плода мужского пола к патогенетическим воздействиям во время беременности и родов. В возрасте 5-6 лет, когда начинаются занятия в старшей и подготовительной группах детского сада, признаки синдрома дефицита внимания с ги¬перактивностью становятся особенно заметны. Этот возраст является критическим для созревания мозговых структур, поэтому интеллектуальные нагрузки могут вызывать переутомление. Эмо¬циональное развитие, как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью и вспыльчивостью. Эти признаки часто со¬четаются с тиками, головными болями, а порой и страхами.
Распространенные жалобы родителей детей с СДВГ: «ему приходится повторять одно и то же по несколько раз, он не слы¬шит...», «он вредничает, делает вид, что не слышит...», «невни¬мательный, не может сосредоточиться, витает в облаках...». Дети плохо понимают речь в быстром темпе, в шумной обстановке, при большом скоплении людей (в цирке, в парке, в магазине), при включенных телевизоре или музыке - дети становятся не¬управляемыми. Для СДВГ нет ни одного объективного метода диагностики, поэтому основным методом остается клиническое интервью (беседа).
Первый всплеск проявления синдрома отмечается в 5-10 лет и приходится на период подготовки к школе и начало обучения, второй - в 12-15 лет. Это обусловлено особенностями развития высшей нервной деятельности. Возраст 5,5-7 и 9-10 лет - крити¬ческие периоды для формирования систем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, внимание, память.
К 7 годам происходит смена стадий интеллектуального разви¬тия, формируются условия для становления абстрактного мыш¬ления и произвольной регуляции деятельности. Активизация СДВГ в 12-15 лет совпадает с периодом полового созревания. Гормональный всплеск отражается на особенностях поведения и отношениях к учебе.
Считается, что с возрастом происходит компенсация прояв¬лений СДВГ. Однако, став взрослыми и «выздоровев», эти люди оказываются в группе повышенного риска целого ряда психопа¬тологических синдромов и заболеваний. В этой популяции чаще встречаются аффективные расстройства (депрессия, биполярное расстройство), тревожные расстройства, в том числе и паниче¬ское расстройство, различные формы зависимостей (синдромов зависимого поведения) и психопатии. Одним из механизмов это¬го является сниженная чувствительность к слабым стимулам, в том числе к сигналам опасности.
Диагностировать у ребенка признаки гиперактивности, можно по перечню симптомов, которые группируют по направлениям: гиперактивность; импульсивность; невнимательность.
Диагностические синдромы СДВГ
1) . Нарушение внимания. В течение не менее шести месяцев должно наблюдаться не менее шести признаков:
а) не в состоянии выполнять школьные или иные задания без ошибок, вызванных невнимательностью к деталям,
б) нередко не в состоянии довести до конца выполняемую работу или игру,
в) часто не слушают, что им говорят,
г) обычно не могут следовать разъяснениям, необходимым для выполнения школьных или иных заданий (но не вследствие оппозиционного поведения или того, то не поняли инструкции),
д) часто не в состоянии правильно организовать свою работу,
е) избегают нелюбимую работу, требующую настойчивости, усидчивости,
ж) часто теряют предметы, важные для выполнения каких-то заданий (письменные принадлежности, книги, игрушки, инстру¬менты),
з) обычно отвлекаемы внешними стимулами, и часто забывчи¬вы в повседневной деятельности.
2) . Гиперактивность. В продолжение не менее шести месяцев отмечаются три признака. Такие дети:
а) часто размахивают руками и ногами или вертятся на сиде¬ниях,
б) покидают свое место в классной комнате или других ситуа¬циях, в которых ожидается усидчивость,
в) бегают вокруг или карабкаются куда-либо в неадекватных для этого ситуациях,
г) часто шумные в играх или неспособны к тихому времяпре¬провождению,
д) демонстрируют стойкий рисунок излишней двигательной активности, неконтролируемой социальным контекстом или за¬претами.
3) Импульсивность. В продолжение не менее шести месяцев наблюдается хотя бы один из признаков данной группы. Такие дети:
а) часто выскакивают с ответами, не дослушав вопроса,
б) часто не могут дождаться своей очереди в играх или груп¬повых ситуациях,
в) часто перебивают или мешают другим, вмешиваясь в раз¬говор или игру,
г) многословны, не реагируют адекватно на социальные огра¬ничения.
4) Начало расстройства в возрасте до 7 лет.
5) Выраженность симптомов: объективная информация о по¬ведении должна быть получена из более, чем одной сферы по¬стоянного наблюдения (например, не только дома, но и в школе или больнице), так как рассказы родителей о поведении в школе могут быть недостоверными.
6) Симптомы вызывают отчетливые нарушения у ребенка адаптации и функционирования и в учебной деятельности, и в общении.
Как предупредить рождение ребенка с СДВГ? Впервые стол¬кнувшись с проблемами ребенка, родители обычно испытывают целую гамму противоречивых чувств: растерянность, недоверие, разочарование, чувство вины, ощущение несправедливости. Их беспокоит вопрос: что было сделано не так? Находится все боль¬ше доказательств того, что СДВГ не столько зависит от особен¬ностей воспитания в семье, сколько вытекает из биологических причин. Зная это, можно снять тяжелый груз вины с родителей, которые могут обвинять себя в неправильном поведении ребенка. Если ребенок чрезмерно подвижен, это не значит, что он обяза¬тельно вырастет гиперактивным.
Необходимо учитывать, что факторы окружающей среды (семья, детский сад, школа и др.), конечно же, оказывают свое влияние на тяжесть и прогноз заболевания, но такие факторы не вызывают СДВГ сами по себе. Повышенное внутричерепное давление является часто провоцирующим фактором гиперак-тивности, беспокойства ребенка. С рождения детям полезен легкий массаж, который повторяют в течение месяца по 2-3 раза в неделю.
С целью профилактики гиперактивности, да и других про¬блем адаптации в социуме ребёнку важно с первого года жизни прививать навыки опрятности, например с 2-х месяцев - навыки гигиены. К 2-м годам ребенок может научиться завязывать шнур¬ки, С 8-ми месячного возраста вместе с ним собирать игрушки в контейнер или коробку. К 3 -м годам дети обучаются помогать маме, например, чистить картошку. Социальные навыки должны сформироваться к 7 годам. В этом возрасте ребенок может при-готовить себе пищу, погладить свою одежду. К 8 годам у ребенка уже сформированы трудолюбие, ответственность и инициатив¬ность. Этого можно достичь, если родители поощряют хорошие поступки ребёнка, лишний раз обращают внимание на хорошее. Чаще же, нами фиксируются неудачи, оплошность, проступки у детей, а это, как раз, и является главным условием в дальнейшем его неуспешности, низкого уровня самооценки и нарушения фор¬мирования личности.
Гиперактивность усиливает цветовая палитра, а именно, яркие, синтетические краски школьных принадлежностей. Если в до¬школьном возрасте яркость и пестрота игрушек, предметов оби¬хода и одежда приветствуются, то с началом школьного обучения необходимо изменить цветовые предпочтения на черно-белые для письменных принадлежностей, на светло салатный цвет для поверх¬ности письменного стола и стен учебной комнаты. Для ребенка важ¬на личная территория. Независимо от размеров жилища, он должен иметь свой «уголок», в котором правила и порядок он устанавливает сам, а если вышеперечисленные условия родителями соблюдены, то по поводу порядка и чистоты не будет проблем.
Для ребенка режим дня, оптимальный температурный режим в его комнате - не просто схема, это важное условие для форми¬рования его здоровья. Определенный ритм жизни дисциплиниру¬ет, собирает и оформляет деятельность. Так, важным моментом является не только определенный интервал приема пищи, но и одно и тоже время пробуждения, даже в воскресный день. Трево¬га и страх невротизируют ребёнка. Например, у школьной доски, перед контрольной, во время экзамена результаты и успеваемость у детей хуже, чем, в обычный учебный день.
Профилактика синдрома СДВГ в период беременности. По статистике, около 70 % детей рождаются с гипоксическим пора¬жением мозга, одной из причин таких состояний - это повышен¬ный тонус матки. Гипертонус обусловлен определенными меха¬низмами, и напрямую зависит от самой женщины. Процесс этот может регулироваться женщиной, в частности, взяв под контроль высокий уровень тревог, переживаний, страхов во время вына¬шивания плода. Дети, рожденные от тревожной мамы метеочувствительны, возбудимы, гиперчувствительны к прикосновениям, громким звукам. Маме важно понять, о каких невозвратных поте¬рях говорится ей, когда она беспочвенно загоняет себя в тревоги и переживания. Женщина должна понять, что здорового ребенка она рожает, прежде всего, для себя. И для подготовки к этому у нее только 9 месяцев. Все проблемы семьи и мужа должны на этот период времени быть отодвинуты на задний план. Женщине по¬лезно освоить методы релаксации на весь период беременности и грудного вскармливания, заниматься аутогенной тренировкой (сосуды расширяются, улучшается кровообращение, кислород и питательные вещества идут в кровь плода, питают мозг). Жен-щине полезно решать кроссворды, вышивать или вязать, что тоже благотворно влияет на нервную систему. Вообще важна смена деятельности, с использованием монотонного труда. С 28 недель беременности, когда сформирован орган зрения плода, женщина может «обучать» цвету будущего малыша, а с 33 недель мозг фактически сформирован, и важно формировать знания и положительные эмоции. Женщина смотрит и слушает красивое, приятное, радостное, позитивное.