Игры для детей помогают развивать устную и письменную речь.

Профилактика нарушений письменной и устной речи в дошкольном образовательном учреждении.
В детском садике возможно применение доступных, универсальных методов оздоровления и развития. Например, для детей 5-ти летнего возраста будет полезен цикл игровых комплексов, развивающих занятий. Продолжительность занятия для данного возраста не должна превышать 20-25 минут. Проводить занятия рекомендуется примерно 3 раза в неделю. На освоение каждого комплекса необходимо уделять 4-5 занятий.
Задачей коррекционного цикла является:
• - развитие крупной и мелкой моторики (в том числе речевой);
• - тренировка вестибулярного аппарата;
• - улучшение межполушарного взаимодействия;
• - улучшение процессов нервной деятельности;
• - повышение умственных способностей
Примерный план занятий,на базе которого строится игровой комплекс:
1. Приветствие. Настрой на совместную деятельность.
2. Растяжки. Цель: «разогрев» организма, стабилизация тонуса и укрепление мышц , снятие напряжения, повышение активности, улучшение кровообращения головного мозга.
3. Дыхательная гимнастика. Цель: улучшение газообмена в легких, улучшение кровообращения, повышение концентрации внимания, развитие самоконтроля и произвольности, ритмирование организма.
4. Глазодвигательная гимнастика. Цель: расширение полей зрения, улучшение восприятия, развитие межполушарного взаимодействия, энергетизация организма .
5. Телесные (функциональные) упражнения. Цель: обеспечение межполушарного взаимодействия, развитие крупной моторики, снятие непроизвольных дополнительных движений (синкинезий), развитие вестибулярного аппарата; при работе в паре развитие коммуникативных навыков.
6. Разминка. Цель: снятие усталости, напряжения, развитие коммуникативных навыков.
7. Ритмичный массаж для кистей и стоп. Цель: развитие мелкой моторики, укрепление мышц кисти, подготовка руки к письму, ритмирование организма, повышение энергетического потенциала.
8. Артикуляционная гимнастика. Цель: укрепление и развитие речевого аппарата, улучшение произношения.
9. Чередовать упражнения на развитие мышления или зрительного восприятия, или внимания, или памяти. Цель: тренировать умение сравнивать, видеть разные свойства предметов и явлений, располагать в определенной последовательности, т.е. систематизировать.
10. Реалаксация. Цель: успокоение, расслабление возбужденных мышц.
Глазодвигательную гимнастику с детьми необходимо проводить индивидуально, т.к. в группе ее провести сложно. Лучше родителям выполнять задание дома. В комплекс включены упражнения на отслеживание предмета глазами на разных уровнях и по пяти основным направлениям: право, лево, верх, низ, к переносице (сведение глаз к центру) и от переносицы, а также по четырем вспомогательным (диагональным) направлениям. По мере освоения этих упражнений, постепенно в этот процесс добавляются движения языка. Упражнения, как правило, сначала выполняются отдельно глазами, потом языком, потом глазами и языком вместе, потом врозь. Сначала упражнения выполняются лёжа на спине, затем сидя и стоя. Таким образом, происходит «простраивание» подкорковых и корко-подкорковых связей в коре мозга.
Задание на дом:
Глазодвигательная гимнастика - выполняется 4 раза в неделю, по 3 минуты. При выполнении упражнений голова всегда фиксирована. Слежение глазами идет за ярким предметом, расположенным 1) на расстоянии вытянутой руки, 2) на расстоянии локтя 3) около переносицы. Важно следить за плавностью движения взгляда и его стабильным удержанием на предмете. Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит «соскальзывание» взгляда, следует уделить дополнительное внимание, «прорисовывая» их до тех пор, пока движение и удержание взгляда на предмете не станут устойчивыми. Отрабатываются движения глаз по четырем основным направлениям: вверх, вниз, направо - налево (в каждой точке фиксировать взгляд 3сек).
Пример игрового комплекса.
1. Приветствие (2-3мин): дети берутся за руки, образуют круг и ритмично произносят слово «здравствуйте» (сводя руки в круг и ритмично отводя их назад). По кругу передается предмет (игрушка, мячик, шарик и т.п.) – получая игрушку ребенок называет свое имя. Детям предлагается поиграть. Все согласны поиграть?
2. Изображаем часики (1мин): голова плавно, ритмично отклоняется вправо-влево (тик-так), далее вперед – назад (бим-бом). Пришло время путешествовать!
3. А сейчас мы отправляемся с вами в путешествие на самолете (2мин.):
- кисти рук кладутся на плечи и делаются круговые движения (заводим самолет), постепенно наращивается амплитуда круговых движений
- кисти рук перед грудью (вращающиеся движения) - заработал моторчик (трррр…..)
- руки в стороны (изображаем полет) – полетел самолет
4. Самолет пошел на посадку – дети изображают посадку самолета (постепенно снижаясь, садятся на пол (изображают затухающий мотор – кисти рук перед грудью, медленные вращающиеся движения). Ложатся на спину – приземлился самолет на поляне.
5. А на поляне сороконожки (1мин) – побежали по дорожке (дети садятся на пол, изображают одновременно двумя кистями сороконожек – правая кисть перебирая пальчиками поднимается по левой руке от запястья к плечу, и соответственно левая – по правой руке) встретились, обнялись (дети крепко обнимают себя), разбежались (перебирая пальчиками кисти опускаются к запястьям).
6. Тут божья коровка (1мин) – сушит промокшие лапки (руки ноги поднимаются вверх – изображаем произвольное потряхивание). Ух, устала божья коровка, опустила лапки отдыхает.
7. А мимо пролетает бабочка (1мин): дети усаживаются в круг, изображают движения крыльев бабочки (руки согнуты в локтях, кисти приведены к груди).
8. По тропинке важно прогуливаются утки(2-3мин) - дети приседают и начинают передвигаться, затем усаживаются – изображают клюв утки (атрикуляционная гимнастика, массаж губ).
9. На полянке светит солнышко (1мин) – лучики его теплые, яркие: дети изображают солнышко – встают, ноги на ширине плеч, руки подняты вверх – тянутся, изображая лучики
На полянке хорошо, тепло и мы с вами поиграем. Поиграем на полянке?
10. Игра «Дутибол» - дыхательная гимнастика (3мин) : теннисный шарик необходимо задуть в ворота (дети становятся на корточки, дуют на шарик, руками прикасаться к нему нельзя).
11. Поиграем в паровозик (2мин): дети изображают тоннель, и по очереди проползают по нему на животе
12. Ритмичный массаж кистей с силиконовыми игрушками, эспандером (2мин).
13. А теперь пришло время возвращаться с поляны в группу, заигрались мы. Полетим на самолете в группу?
Дети «заводят» самолет … (повторяем упр.№3).
Самолет приземляется (дети укладываются на пол – отдыхают).
14. Релаксация – расслабление (звучит успокаивающая музыка).