Профилактика агрессивного поведения подростка

Для предупреждения агрессивных поведенческих реакций различного происхождения существует достаточно широкий спектр различных возможностей. Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция в ряде случаев не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания.
Вместо распространенной и неэффективной моральной оценки нежелательного поведения, оценивая поведение ребенка/подростка, следует апеллировать только к фактам и к тому, что произошло сейчас. Типичные действия взрослого, усиливающие напряжение и агрессию: повышение голоса, изменение тона на устрашающий, демонстрация власти. Наибольшая польза в том, что дети быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Так что демонстрируйте такое поведение. Игры имеют мощное психотерапевтическое воздействие.
Вот некоторые игры и упражнения для детей и подростков, склонных к агрессивному поведению
Игра "Датский бокс"
Цель: Можно показать детям, что агрессивность может быть и конструктивна. Инструкция: «Кто может рассказать мне о каком-нибудь своём хорошем споре? Как все происходило? Почему этот спор ты считаешь хорошим? О чем Вы спорили?
Разбейтесь на пары и встаньте друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки. Затем сожмите руку в кулак и прижмите его к кулаку своего партнера. Стойте так, словно вы привязаны друг к другу. Тем более что это так и есть: во всяком споре, спорящие всегда тем или иным образом зависят друг от друга. Итак, восемь пальцев прижаты друг к другу, а большие вступают в бой. Сначала они направлены вертикально вверх. Затем один из вас считает до трех, и начинается бокс. Побеждает тот, чей большой палец окажется сверху, прижав большой палец партнера к руке хотя бы на секунду. После этого вы можете начать следующий раунд».
Игра "Спустить пар"
Цели: В данной игре мы работаем с гневом и обиде которые возникают во взаимоотношениях между детьми, а также между детьми и учителями. Инструкция: «Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Каждый из вас может сказать остальным, что ему мешает или на что он сердится. Пожалуйста, обращайтесь при этом к конкретному человеку. Не оправдываетесь, когда на вас будут жаловаться. Внимательно выслушайте все, что вам хотят сказать. До каждого из вас дойдет очередь "спустить пар". Если кому-то из вас будет совершенно не на что пожаловаться, то можно просто
сказать: "У меня пока ничего не накипело и мне не нужно "спускать пар".
Когда круг "спускания пара" завершится, дети, на которых жаловались, могут высказаться по этому поводу.
Услышали ли вы о чем-то таком, что можете и хотите изменить в себе? Если да, то вы можете сказать, например: "Я не хочу больше обзываться.. " или "Я больше не хочу сбрасывать твои вещи с парты"».
Игра "Толкалки". Цель: С помощью этой игры дети могут научиться канализировать свою агрессию через игру и позитивное движение. Инструкция: «Разбейтесь на пары. Встаньте на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего напарника. По моему сигналу начните толкать своего партнера ладонями, стараясь сдвинуть его с места. Если же ваш партнер сдвинет вас назад, постарайтесь вернуться на свое место. Поставив одну ногу назад, получите великолепную опору. Будьте внимательны, никто никому не должен причинить боль. Пусть дети сначала пару раз потренируются. Дети могут толкаться спиной к спине, держась при этом за руки для лучшего равновесия.
Анализ игры:
• Насколько тебе понравилась игра?
• Кого ты выбирал себе в партнеры?
• Ты толкался изо всех сил?
• Когда вы играли, ты больше толкал партнера, или больше сопротивлялся?
• Вы с партнером оба действовали честно?
• Что ты придумал, чтобы победить?
• Ты толкался со всей силой или сдерживал себя?
• Что ты сейчас чувствуешь по отношению к своему партнеру?