Родителям гиперактивного ребёнка

Если поставлен диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивным поведением), родители обычно испытывают целую гамму противоречивых чувств: растерянность, недоверие, разочарование, чувство вины, ощущение несправедливости.
Находится все больше доказательств того, что СДВГ не зависит от особенностей воспитания в семье, а вытекает из биологических причин. Зная это, можно снять тяжелый груз вины с родителей, которые могут обвинять себя в неправильном поведении ребенка.
Необходимо учитывать, что факторы окружающей среды (семья, детский сад, школа и др.), конечно же, оказывают свое влияние на серьезность заболевания, но такие факторы не вызывают СДВГ сами по себе.

К наиболее вероятным причинам рождения ребенка с СДВГ можно отнести:
1. Здоровье будущих родителей ребенка. Это предполагает заботу о своем здоровье задолго до рождения ребенка как его будущей мамы, так и его будущего папы. Наблюдения показывают, что женщины стали физически слабее (сказывается малоподвижный образ жизни) и недостаточно готовы к родам. А это влечет за собой трудности вынашивания ребенка, в дальнейшем - слабую родовую деятельность, и значит, в разы увеличивается риск рождения ребенка с какими-либо проблемами.
2. Генетическую предрасположенность синдрома. Исследования показывают, что 25 - 50% близких родственников детей с СДВГ также имеют (или имели в детстве) этот синдром, тогда как в общей совокупности этот показатель составляет примерно 5%. Из чего можно сделать вывод, что наследственность значительно влияет на появление этого расстройства.

3. Неблагоприятное течение беременности и родов является доминирующим фактором возникновения этого синдрома у детей примерно в 60-70% случаев. Возникновению СДВГ способствуют такие факторы как асфиксия новорожденных (кислородное голодание), употребление матерью алкоголя, некоторых лекарственных средств, курение, повышенное содержание свинца в окружающей среде (содержащихся в выхлопных газах), токсикозы во время беременности, различные хронические заболевания у матери, вирусные и бактериальные инфекции, попытки прервать беременность или угроза выкидыша, травмы в области живота, несовместимость по резус-фактору, переношенная беременность, длительные роды, недоношенность.

4. Психологический фактор. Длительный стресс способен пошатнуть здоровье будущего ребенка. Стресс вызывает нервное напряжение возникающее из-за частых внутрисемейных конфликтов, длительной разлуки с супругом или родителями, серьёзной болезни или смерти близкого человека и др. Некоторые учёные настаивают на том, что в 63% развития гиперактивности виноваты внутрисемейные отношения будущих родителей ребенка. И мы не можем не согласиться с этим мнением, имея за плечами опыт работы с подобными семьями. Не единожды приходилось наблюдать такую картину на практике, когда, обследуя ребенка и его семью прослеживается единственная причина СДВГ, заключающаяся в том, что беременность протекала на фоне стресса.

Чтобы грамотно помогать ребенку, окружающим важно знать особенности проявления синдрома:
• Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. При этом мозг продуктивно работает 5-15 минут (это индивидуально!), а затем 3-10 минут накапливает энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок «выпадает» и не слышит окружающих. Чтобы восполнить дефицит кислорода, таким детям нужно постоянно держать свой вестибулярный аппарат в активности – вертеть головой, раскачиваться, одним словом - двигаться. За счет этого улучается приток крови к мозгу, а кровь является поставщиком кислорода и питательных веществ, так необходимых нервным клеткам. Если голова и тело будут неподвижны, то у такого ребенка снижается уровень активности мозга.
• Когда ребенок остается один, он становится вялым, как бы полусонным. Такие дети нуждаются во внешней активации. Однако в группе при излишней «активации» они перевозбуждаются и теряют работоспособность. . Гиперактивный ребенок не переносит большого скопления людей. Потому ему полезно играть с одним партнером, не ходить часто в гости, как и в крупные магазины, на рынки, в кафе и т. д. Все это чрезвычайно возбуждает неокрепшую нервную систему.
• Ребенок лучше воспринимает инструкции, если поддерживать с ним зрительный контакт. Так ему легче слышать, что вы говорите. Только помните, давая инструкции - желательно опускаться до его уровня глаз. При этом за один раз надо давать только одно поручение. В противном случае ребенок просто «выключится» и не услышит вас. Чем больше ребенка стыдят и ругают, тем хуже у него идут дела. Нервная система гиперактивного ребенка, и без того работающая с перегрузом, получает дополнительную нагрузку. Ребенок живет в состоянии непрерывного стресса.
• На перевозбудившегося гиперактивного ребенка лучшее влияние оказывают действия, но не окрики и поучения с наставлениями. Эффект будет, если вы подойдете к ребенку и обнимите его, посадите на колени, похлопаете по плечу, погладите по спине. Одним словом, им важен не слуховой контакт и даже не зрительный в такой момент (хотя зрительный тоже может быть полезен), а именно физический контакт.
• Гиперактивный ребенок не умеет предвидеть последствия своих поступков. А если хорошие дела подкрепляются поощрениями, ребенок на условно-рефлекторном уровне усваивает правильные модели поведения.
• Неэффективна с подобными детьми система запретов в чистом виде. Она должна обязательно сопровождаться альтернативными предложениями. Например, ребенок начинает бросаться игрушками, а мама в ответ: " Кидать игрушки – это плохо. Если ты хочешь бросить что-то, я дам тебе поролоновый мячик".
• Гиперактивному ребенку, как правило, делают огромное количество замечаний и дома, и в детском саду, и в школе, в связи с этим страдает его самооценка. Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности. Поэтому следует чаще хвалить его за успехи и достижения, даже самые незначительные, лучше это делать не слишком эмоционально, чтобы не перевозбудить его.. Нельзя забывать, что недопустима похвала неискренняя, незаслуженная. Все дети, а особенно гиперактивные (и особо чувствительные), быстро «раскусят» вас и перестанут доверять.

Специалистами разработана система своеобразной "скорой помощи" при работе с гиперактивным ребенком. Вот главные ее постулаты:
• Отвлечь ребенка от капризов.
• Поддерживать дома четкий распорядок дня.
• Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность).
• Задать неожиданный вопрос.
• Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действия ребенка).
• запрещать действие ребенка в мягкой форме.
• просить без приказов (но не заискивать).
• Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас).
• Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном).
• Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).
• Обойтись без извинений от ребенка
• Обойтись без нотаций (ребенок все равно их не слышит).

Запомните, гиперактивный ребенок, хоть и производит впечатление вечного двигателя, на самом деле очень устает. И излишнее эмоциональное напряжение у него может вызвать еще больший всплеск перевозбуждения!
На метафорическом языке ребенок с СДВГ — спортивный автомобиль со слабой системой тормозов и руля. Поэтому «водитель-ученик» нуждается в помощи «инструктора», который имеет дополнительный тормоз, чтобы обеспечить безопасность вождения. Под инструктором мы подразумеваем родных и близких ребенка, воспитателей, учителей. Помощь детям с СДВГ возможна лишь в контексте партнерских отношений между родителями и специалистами. Порой, случается так, что в помощи нуждаются и сами родители, в этом случае следует обсудить со специалистами и этот вопрос. Чтобы оказывать ребенку необходимую поддержку, родителям нужно действовать сообща. Очень важно, чтобы в воспитании такого ребенка было единство между супругами.
СДВГ, достаточно хорошо поддается лечению и имеет более оптимистические прогнозы, но при условии, если терапию и реабилитацию проводить своевременно: в возрасте 5-10 лет. Главное – не упустить это время.
Хорошо, если ваши друзья будут знать о заболевании вашего ребенка. От них тоже требуется понимание, терпение и любовь. Им важно стараться удерживаться от грубых замечаний вроде «Почему вы не можете уследить за своим ребенком?» или «Почему вы его не накажете?».
Индивидуальный подход, необходимый этим детям, - дело довольно сложное и требует от окружающих больших усилий, гибкости и терпения. И если, казалось бы, вы перепробовали сто вариантов, а ребенок по-прежнему остается "трудным". Значит, надо искать сто первый вариант.!

Л.Н.Токмакова, Н.И. Нестеренко