Родителям и учителям первоклассника

Об особенностях развития высших психических функций
и их нарушениях у первоклассника
Немного теории, для того, чтобы родители поняли почему у их ребенка не всегда получается справляться со школьными требованиями.
Мозг человека можно условно разделить на три блока. Первый (нижний) блок отвечает за подачу энергии на два вышележащих уровня. Располагается он в стволе и подкорковых структурах. На втором уровне, находящемся в средних отделах мозга (темя, виски, затылок) осуществляется переработка и хранение информации (это блок памяти, восприятия предметов и пространства). Третий уровень - уровень программирования и контроля деятельности, которому принадлежат планирующие и смыслообразующие функции, занимает передние (лобные) отделы мозга.
Оказывается, мозг ребенка развивается неравномерно, мозаично. Каждый из этих отделов мозга может иметь те или иные органические изменения, причины которых очень многообразны: от недостаточного снабжения кислородом во время беременности - до неправильного прохождения ребенком фаз развития (подъем головы, сидение, ползание, вставание на ноги и т.п.).
Если ребенок быстро утомляется, не может долго заниматься чем-то, то это обычно расценивается как интеллектуальная несостоятельность, что ведет к снижению самооценки у ребенка. Но ведь это страдает первый блок мозга (энергетический). При этом ребенок сообразительный, с высоким интеллектом, а вот "энергетических ресурсов" его мозга хватает ненадолго, и, начав с хорошей успеваемости, он может быстро "скатиться" в троечники. В школе такой ребенок очень старается, а придя домой может беспричинно плакать, болеть, становится раздражительным, ранимым. Из-за этого могут не складываться и отношения с одноклассниками.
Если ученики не учитывают общих норм поведения и правил в школе, могут встать из-за парты во время урока, пройтись по классу, заниматься на уроке собственной игрой, мешать соседу, забывают поднять руку перед тем, как что-то сказать на уроке, то это страдает третий блок - блок программирования и контроля. На уроке такие дети внимательны непродолжительный отрезок времени, а потом начинают зевать, перестают воспринимать информацию, начинают скучать и вертеться.
Следующим в рейтинге незрелости мозговых структур выступает недостаточность второго блока, из-за которой у школьников страдает память, наблюдаются трудности пространственной ориентировки (а это неточное изображение букв и цифр и неправильное расположение их в тетради). Конечно же, это отражается на учебных успехах. Но эти недостатки не так влияют на адаптацию к школе, как вышеперечисленные два.
Если вы хотите определить причину, из-за которой ваш ребенок плохо адаптируется к школе, стоит обратиться к детскому нейропсихологу. В процессе диагностического обследования ребенку подберут индивидуальную программу нейрогимнастики (чтобы развить те участки головного мозга, которые не работают в полную силу), когнитивные упражнения (на тренировку памяти, слуха, реакции), а также как за счет сильных звеньев головного мозга скомпенсировать недостаточность других.
Одна из самых распространенных родительских ошибок – жесткая ориентация ребенка на отличную учебу. Дети расстраиваются, когда у них что-то не получается, и всегда чувствуют нервозное состояние родителей. Рано или поздно такой ребенок окончательно потеряет всякий интерес к учебе. Лучше попытайтесь объяснить сыну или дочери, чем отличается образованный человек от необразованного. Расскажите, к примеру, о том, как учились вы сами и что это вам дало. Попробуйте вспомнить какие-нибудь интересные истории из своей школьной жизни, чтобы расположить ребенка к школе. Попытайтесь извлечь из глубин памяти свои детские годы. Скорее всего, вы вспомните, что ничто не огорчало вас сильнее, чем сравнение – не в вашу пользу – с другими детьми. Постоянное сравнение ребенка с другими детьми ущемляет самолюбие и порождает агрессию. Сравнивать ребенка можно только с ним самим: раньше не умел, а теперь – умеешь, вчера не знал – сегодня знаешь.
С поступлением в школу в жизни ребенка появился человек более авторитетный, чем родители - учитель. Не всегда система ценностей семьи совпадает с системой ценностей учителя. Обсуждайте спорные темы только с учителем, а не с детьми. Педагог способен объективнее, чем родители, оценить продвижение ребенка по дороге знаний. Он может дать советы, которые помогут результативно и конструктивно общаться с сыном или дочерью. Учитель, как родители, заинтересован в успехах ребенка.
В школе оценивают учебные успехи, но за этим могут стоять ошибочные убеждения. Например, учится ребенок на пятерки - родители молодцы, учится на двойки - родители виноваты. Получается, что оценка ребенка - это и оценка его родителей ? И начинаются дома разговоры: мне за тебя стыдно, ты меня позоришь. Трудно разумно родителям реагировать на это. И реагируют большинство очень эмоционально, считая, что своим учебным неуспехом ребенок наносит маме или папе личное оскорбление
Постарайтесь понять, что ребенок пришел в школу учиться - если бы он уже все знал, ему нечего было бы там делать. А тот, кто учится, не всегда сразу все может сделать "на пять". Оценка - это повод для размышлений над ситуацией. И рассматривать нужно как собственно учебный процесс, так и особенности характера своего ребенка и его учителя. Начинайте всегда с похвалы. Даже если у ребенка в первые дни учебы ничего не получается - хвалите, усердно и щедро.

ИГРАЕМ. Разберите такие ситуации:

1. Шестилетняя дочь сломала новую куклу, подаренную ей родителями. Девочка испугалась и спрятала части куклы. Когда мать обнаружила их и стала выяснять причину пропажи, это привело к скандалу. Что бы Вы предприняли данной ситуации?
2. Восьмилетний Алеша случайно разбил чашку. Реакция матери не заставила долго ждать. Какая реакция, по вашему мнению, могла последовать в этой ситуации со стороны матери? Какое поведение матери более уместно в подобной ситуации?
3. Двенадцатилетняя Оля пришла из школы и сообщила матери: «Сегодня на уроке химии я ничего не поняла и сказала учителю об этом, а весь класс надо мной смеялся». Ваши действия в сложившейся ситуации?

Процент детей, которые не желают идти в школу, постоянно растет. Причин тому много, а вотс одной из них приходится работать нейропсихологу. Это недостаточная сформированность психических функций.
Нейропсихолог, используя методы нейропсихологической диагностики, точно определит, какой участок мозга недостаточно сформирован. Специалист поможет подобрать соответствующие коррекционные упражнения или подскажет, за счет каких сильных звеньев головного мозга можно компенсировать недостаточность других.

О том, что первоклассник нуждается в помощи медицинского психолога (нейропсихолога) сигнализируют следующие моменты:
• Левшество;
• Зеркальность написания цифр и букв;
• Трудности запоминания;
• Невнимательность, легко отвлекается, не может сосредотачиваться;
• Чрезмерная активность ребенка(гиперактивность);
• Угадывающее чтение;
• При письме — пропуск гласных, замена букв, много ошибок;
• Неловкость в движениях;
• Истощаемость при нагрузках;
• Постоянно перекрывается дыхание;
• Почерк то макро-, то микрографический.

Трудность или легкость изучения отдельных предметов зависит от личности учителя, особенностей организации учебного процесса, увлеченности школьника учебным материалом. Некоторые предметы наиболее «опасны» для возникновения утомления - это математика, иностранный язык, русский язык (это касается детей имеющих родной язык какой-либо другой, кроме русского).
Достаточно «легкими» предметами являются физкультура, музыка, изобразительное искусство, «Окружающий мир». Установлено благоприятное воздействие этих предметов на умственную работоспособность школьника, поэтому их следует использовать как «компенсаторные» — для снятия напряжения и усталости. Если учитывать это при составлении расписания, то будет исключена возможность излишнего умственного напряжения и утомления. Например, в пятницу можно проводить уроки «Окружающего мира», музыки, физкультуры, которые способствуют восстановлению активности детей. Не стоит планировать на пятницу большие письменные работы, самостоятельные работы по математике, диктанты.

В понедельник целесообразно начать уроки с физкультуры или музыки, так как движения способствуют подъему работоспособности школьников и облегчают их вхождение в рабочий ритм. В целом около 65 % всей учебной нагрузки должно приходиться на первые три дня недели, когда работоспособность учащихся значительно выше, чем в конце недели. Именно во вторник и среду планируются различные контрольные работы и диктанты, сложные творческие задания (лучше проводить их на втором и третьем уроке).
Следует помнить о том, что ограничение двигательной активности учащегося (гиподинамия) — одна из самых острых проблем начальной школы. Неподвижная поза гораздо утомительнее для организма, чем движения.
Можно представить, какого напряжения требует поза «сидя», если ее осуществляют примерно 250 мышц из 600 имеющихся у человека.

Как избежать переутомления?
Младший школьник, особенно первоклассник, может активно и полноценно работать в течение не более 15 минут, после чего обязательна смена деятельности. Это предел эффективной работы и сигнал к ее прекращению. Попытки педагога продолжить работу (без смены характера деятельности) могут привести к резко выраженным формам утомления и переутомления. Внешние признаки этой фазы — вялость, сонливость, потеря интереса к работе (ребенок отказывается ее продолжать, часто отвлекается). Дети ищут дополнительные точки опоры (ложатся на парту, подпирают голову руками, вертятся и др.).

Двигательные нагрузки в виде физкультминуток на уроке снимут застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой, дадут отдых мышцам, органам слуха и зрения, восстановят эмоционально-положительное состояние.

Физкультминутки могут быть естественным структурным элементом урока, по времени они должны длиться 2-3 минуты.

Что полезно знать о физкультминутках?

Для того чтобы правильно скомпоновать упражнения во время физкультминутки, нужно четко представлять, на что они направлены. Например:
--- приседания с подъемом рук вверх стимулируют мозговое кровообращение;
---потряхивание кистями рук препятствует утомлению мелких
мышц кисти;
--- различные наклоны и повороты снимают излишнее напряжение мышц туловища;
--- сочетательные круговые движения головой, глазами и туловищем активизируют общую координацию в пространстве;
--- бег на месте снимает многие симптомы утомления;
--- глазодвигательные упражнения снимут напряжение мышц глаз;
Для расслабления (релаксации) полезны дыхательные упражнения, которые тоже можно провести во время физкультминуток: в течение 1–2 минут считать выдохи, стараясь вызвать легкое дыхание. Завершить паузу следует в покое, с закрытыми глазами, вызывая образные представления (лес, море, прикосновение к чему то приятному). Показателем снятия утомления является улучшение самочувствия, ощущение возникшей бодрости, легкости дыхания.
Надеюсь, что предложенная вашему вниманию, пусть даже в кратком изложении, программа поможет в работе с детьми как в школе, так и дома.
Ниже приводятся примеры физминуток, зрительных упражнений, кинезиологических и дыхательных упражнений (психогимнастика),которые можно успешно использовать на уроках:

Упражнения на снижение утомления:
1. Дерево.
И.п. - стоя, ноги вместе. Одновременно со вдохом плавно поднять руки вверх и сложить ладони над головой. Подбородок поднят, грудь развернута. Дыхание свободное.
Упражнение на расслабление:
1 Поглаживание рук.
И.п. стоя свободно, руки перед грудью. Активно потереть ладонью о ладонь в течение 10-15 секунд
Теплой ладонью одной руки выполнить поглаживание тыльной части другой руки, от пальцев к запястью (5-7 раз). Поменять руки и выполнить поглаживание другой рукой (5-7 раз). После этого выполнить поглаживание сначала одного, затем другого предплечья.

Упражнения на психорегуляцию.
1. Поглаживание шеи.
И.п. – стоя - правую руку положить на шею ниже затылка и выполнить 8-10 растираний. Менять руки и выполнить то же левой рукой.

Упражнения на развитие общей моторики.

Снежинки
Мы снежинки, мы пушинки, и.п: ноги на ширине плеч, руки на поясе, наклон головы вправо влево
Покружиться мы не прочь, поворот на 360 градусов
Мы снежинки - балеринки, наклоны туловища вправо, влево
Мы танцуем день и ночь. Приставной шаг вправо и влево;
Мы деревья побелили, подъем на носочки с подниманием рук, возврат в и.п
Землю бархатом укрыли приседание с разведением рук
И от стужи сберегли возврат в и.п. с разведением рук в стороны и вниз.

Совушка-сова
Ах ты, совушка - сова, и.п. о.с.Руки на плечи, круговые движения
Ты большая голова! Руки на затылок, наклоны влево, вправо,
Ты на дереве сидела, высокое поднимание колен
Головою ты вертела повороты головы вправо, влево
Во траву свалилась, глубокий наклон вперед
В яму покатилась. 2 приседания.

Упражнения на развитие мелкой моторики

Воздушный шар
Шар воздушный, Шар воздушный Сгибание-разгибание кистей рук
Шаловливый, непослушный. «Колечки»
Вместе с ветром убежал «Замок» «рука на руке»
А куда? Не сказал. 3 хлопка, руки за спину.

Комплекс игр по формированию правильной осанки и сводов стоп, укреплению зрительного аппарата

Игра "Солнечный зайчик"

Игроки встают из-за парт и принимают положение правильной осанки, руки на пояс (руки за голову, локти в стороны), спина прямая. Вместе с учителем произносят слова:
Смотрит солнышко в окошко, светит в нашу комнатку.
Мы захлопаем в ладошки, очень рады солнышку.

Одновременно выполняют хлопки в ладоши над головой. Затем учитель зеркальцем пускает "зайчика" и говорит:

Скачут побегайчики,
солнечные зайчики.
Мы зовем их - не идут,
Были тут и нет их тут.

Дети следят глазами за лучиком и на вопрос учителя: "Где зайка?" говорят и показывают рукой.
Игра "Радуга"

Дети вместе с учителем произносят:

Радуга-дуга-дуга, Унеси меня в луга,
На травушку шелковую, На речку бирюзовую,
На желтенький песок!
Одновременно дети закрывают глаза, представляют летний пейзаж и выполняют покачивание туловищем из стороны в сторону, руки над головой. Затем глаза открывают и закрывают, садятся за парты и расслабляются. Учитель называет цвет, играющие стремятся с закрытыми глазами "увидеть" заданный цвет. По истечении 3 - 5 с. учитель спрашивает у одного из игроков, что он видел. Продолжительность всей игры - 30 с.

Игра "Одуванчик"

Дети сидят за партами, на столах у них лежит по нескольку фишек: желтые, синие, красные, оранжевые. Малыши внимательно смотрят и запоминают их расположение. Затем закрывают глаза. Учитель говорит:
В желтой шапочке стоит,
словно солнышко горит.
Вот проходит день за днем
- желтой шапки нет на нем.

Очень тихо учитель меняет желтую фишку на белую у нескольких школьников. Дети открывают глаза и пытаются обнаружить произошедшие изменения. Учитель спрашивает: "У кого из вас созрел одуванчик?". Игра снова повторяется. Ее общая продолжительность - 20 - 30 с.

Физкультминутка "Будильник"

Мой будильник поутру
Сам гуляет по двору.
А когда вставать мне нужно,
В первый класс идти пора,
Мой будильник непослушный убегает со двора!

1. И.п. - о.с. отвести руки назад, ладонями вперед; 2 - 3 - держать; 4 - и.п. 4 - 6 раз, темп средний.
2. И.п. - сидя на краю стула, лицом к проходу, руки в упоре сзади. 1 - принять положение "угол"; 2 - 3 - держать; 4 - и.п. 4 раза, темп медленный.
3. И.п. - сидя за партой, руки на столе. Попеременные движения ногами: пятка, носок. 15-20 с, темп средний.
4. И.п. - сидя на стуле, руки на поясе, локти в стороны, пятки вместе, носки врозь.
Имитация загребания песка ногами (дугообразные движения стопами через стороны вперед, носки соединить, пятки в стороны, подтянуть стопы под себя).
Можно также "нарисовать" стопами букву "Ф" 6 раз, темп средний.

Физкультминутка "Утята"

Возле речки пять утят в ряд на камешке сидят,
В воду пять утят глядят, а купаться не хотят.

1. И.п. - стойка ноги вместе, руки перед грудью, согнутые в локтях. Имитация плавания стилем брасс на груди, затем на спине. 20 с, темп медленный.
2. И.п. - о.с. Имитация ныряния солдатиком (присед, руки через стороны вверх). 20 с, темп средний.
3. И.п. - сидя на краю стула, лицом к проходу, руки в упоре, держаться за сиденье стула. Имитация ногами плавания стилем брасс. 20 с, темп средний.
1. И.п. - стойка ноги вместе, руки перед грудью, согнутые в локтях. Имитация плавания стилем брасс на груди, затем на спине. 20 с, темп медленный.
2. И.п. - о.с. Имитация ныряния солдатиком (присед, руки через стороны вверх). 20 с, темп средний.
3. И.п. - сидя на краю стула, лицом к проходу, руки в упоре, держаться за сиденье стула. Имитация ногами плавания стилем брасс. 20 с, темп средний.

Физкультминутка "Гости"

Как-то вечером к медведю на пирог пришли соседи:
Еж, барсук, енот, "косой", волк, с плутовкою лисой.
А медведь никак не мог разделить на всех пирог.

1. И.п. - стойка ноги вместе, руки, согнутые в локтях, за спину: 1 - глаза зажмурить; 2 - 3 - держать; 4 - глаза открыть. 4 - 6 раз, темп средний.
2. И.п. - стойка ноги врозь: 1 - наклон туловища вперед, руки на затылок, локти в стороны; 2 - и.п. 4 - 6 раз, темп медленный.
3. И.п. - о.с. Отвести левую ногу назад-на носок, руки на пояс; 2 - и.п.; 3 - 4 - то же, правую назад на носок. 4 - 6 раз, темп средний.
4. И.п. - сидя на краю стула, лицом к проходу, руки в упоре за сиденье стула. Имитация движений "велосипед". 30 с, темп средний.
5. И.п. - о.с. Ходьба на месте на внешнем своде стопы. Руки за спину, пальцы переплетены. 20 с, темп средний, руки через стороны вверх - вдох; и.п. - выдох.
Выполняя упражнения, сохранять правильную осанку.

Кинезиологические упражнения, развивающие межполушарное
взаимодействие (мозолистое тело)

Упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизи¬руют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Упражнения необходимо проводить ежедневно в течение шести-восьми недель по 15-20 минут в день. Для постепенного услож¬нения упражнений можно использовать:
• ускорение темпа выполнения;
• выполнение с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение
речевого и зрительного контроля);
• подключение движений глаз и языка к движениям рук;
• подключение дыхательных упражнений и метода визуализации.
1. «Уши». Цель - энергетизация мозга. Расправить и растянуть внешний край каждого уха одноименной рукой в направлении вверх-наружу от верхней части к мочке уха (пять раз). Помассировать ушную раковину.
2.«Колечко». Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела). Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом порядке - от указательного пальца к мизинцу и в обратном - от мизинца к указательному пальцу. Вначале движения выполняются поочередно каждой рукой, затем - двумя одно¬временно.
Упражнение
3. «Кулак-ребро-ладонь». Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь. Ребенок выполняет движения вместе с взрослым, затем по памяти в течение восьми-десяти повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками. При затруднениях взрослый предлагает ребенку: «Помогай себе вслух или шепотом - командами «кулак-ребро-ладонь».

4. «Лезгинка». Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ла¬донью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук (шесть-восемь раз). Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.
5. «Лягушка». Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одно¬временно и разнонаправленно менять поло¬жение рук.

6. «Замок». Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, развернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет взрослый, точно и четко. Нежелательны движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. В упражнении по¬следовательно должны участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем (если занятия учитель проводит с классом) дети могут выполнять упражнение парами.

7. «Ухо-нос». Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Взяться левой рукой за кончик носа, правой - за противоположное ухо. Одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».

8. «Зеркальное рисование». Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля, эдиминация зеркального восприятия. Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в
обе руки по карандашу или фломастеру, рисовать одновременно обеими руками зеркально - симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

9. Дыхательные упражнения. Цель - активизация работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, энергетизация мозга.
Первый вариант. Вдох, пауза, выдох, пау¬за. Выполнение дыхательных упражнений бу¬дет более эффективным, если использовать образное представление (визуализация), т.е. подключать правое полушарие. Например, возможен образ желтого или оранжевого теплого шарика, «расположившегося» в животе, соответственно надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.
Второй вариант. Дыхание только через ле¬вую, а потом только через правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используют большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закрытия левой нозд¬ри применяют мизинец правой руки). Дыхание медленное, глубокое.
Дыхание только через левую ноздрю активизирует работу правого полушария
10. Глазодвигательные упражнения. Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), формирование вектора сканирования пространства.
Первый вариант. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Необходимо отрабатывать движения глаз по четырем основным направлениям (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным (по диагоналям); сведение глаз к центру. Каждое из движений делается сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.
Движения совершаются в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних по¬ложениях, причем удержание по длительности должно быть равным предшествующему дви¬жению. При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребенка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки и т.д.
Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит «соскальзывание» взгляда, следует уделить дополнительное внимание, «прорисовывая» их несколько раз, пока удержание не станет устойчивым.
Второй вариант. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Отрабатывать движения глаз по четырем основным направлениям (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным (по диагоналям); сведе-ние глаз к центру. Движения глаз необходимо совмещать с дыханием. На фазе глубокого вдоха сделать движения глазами, затем удержать глаза в крайнем латеральном (боковом) положении на фазе задержки дыхания. Возврат в исходное положение сопровождается пассивным выдохом. Упражнения можно выполнять с легко прикушенным языком или плотно сжатыми челюстями.

УЧИМСЯ - ИГРАЯ!!!

Формирование навыков внимания
и преодоление поведенческих стереотипов

Упражнения на развитие внимания строятся по следующему принципу: задается условный сигнал и соответствующая ему реакция. В ходе игры ребенок должен как можно быстрее реагировать на определенный сигнал необходимой реакцией. Во всех этих играх-упражнениях создавать эмоциональный настрой, условия соревнования, поддерживая мотивацию ребенка к выполнению задания. Например: «Кто самый внимательный, усидчивый, выдержанный?» и т.д. Именно поэтому более эффективно проводить эти упражнения с группой детей.
• «Стоп-упражнения». Ребенку предлагается свободно двигаться, выполнять любые движения под музыку, делать какие-либо упражнения и т.д. Условным сигналом является хлопок, услышав который ребенок должен замереть и держать позу, пока вы не предложите продолжить движение. По этому принципу построены известные игры «Море волнуется», «Замри — отомри» и др.
• «Условный сигнал». Выполняя какое-либо действие (двигательные упражнения, рисование, обсуждение и т.д.) и услышав условный сигнал (колокольчик, хлопок и др.), ребенок должен (по предварительной договоренности): посмотреть по сторонам и сказать, что изменилось в комнате (классе), встать и пробежать по кругу и т.д.
• «Условные сигналы». Перед занятием ребенку задаются условные сигналы. Один хлопок — посмотреть вверх—вниз (направо—налево, выполнить «качалку»). Два хлопка — прислушаться к звукам вне комнаты (за окном, этажом выше, выполнить перекрестный шаг); три хлопка — закрыть глаза и почувствовать свое состояние (произнести скороговорку: «Карл у Клары украл кораллы» и т.п.). Услышав условный сигнал, ребенок выполняет соответствующее задание (около 10 секунд).
В другом варианте задается один условный сигнал и два положения (стоя и сидя) или упражнения («кошка» и «кобра»; пение и шипение; называние четных и нечетных чисел, растений и животных, красных и желтых объектов, существительных и глаголов и т.п.). Сами задания можно выбрать из приведенных далее и из любого литературного источника, содержащего развивающие игры.
Каждый раз, услышав сигнал, ребенок должен как можно быстрее переключиться с первого упражнения (положения, действия) на второе. Например, встать, если до этого он сидел; зашипеть, если до этого пел; вспомнить названия различных цветов, деревьев или фруктов, если до этого перечислял птиц, и т.д.

Повышение сосредоточенности, реактивности
и развитие навыков быстрого реагирования

Повышению сосредоточенности, реактивности и развитию навыков быстрого реагирования способствуют также более сложные упражнения на переключение, на преодоление двигательного стереотипа. Здесь задается не один, а два—четыре условных сигнала и соответствующие им реакции, которые ребенок должен запомнить.
• «Хлопки». Ребенок свободно передвигается по комнате. На один ваш хлопок он должен присесть на корточки (произнести «звезда»), на два — сделать «ласточку» (произнести «гроздь»), на три — встать с поднятыми вверх прямыми руками (произнести «крендель») и т.д.
• «Четыре стихии». Вы договариваетесь с ребенком, что если прозвучит слово «земля», он должен опустить руки вниз (присесть; произнести слово, относящееся к земле, например, «трава»; изобразить змею). На слово «вода» — вытянуть руки вперед (изобразить волны, водоросли; сказать «водопад» и т.п.). На слово «воздух» — поднять руки вверх (встать на мысочки; изобразить полет птицы; сказать «солнце»). На слово «огонь» — произвести вращение рук в лучезапястных и локтевых суставах (повернуться кругом; изобразить костер, дровосека и т.п.)
• «Звонкая цифра». Вы с ребенком по порядку называете числа (буквы, цвета, животных и т.п.). Запретными являются числа, содержащие, например, цифру «5» (птицы, красные фрукты, зимние месяцы). Вместо называния запретного числа (цвета и т.п.) ребенок должен хлопнуть в ладоши. Аналогично можно построить упражнение с запретным движением.
• «Рыба, птица, зверь». Лучше, если в этой игре участвуют несколько человек. Ведущий (сначала это должен быть взрослый) указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица...» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трех) назвать в данном случае птицу. Причем названные животные больше уже не должны повторяться. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру, если ответ неверный — ребенок выбывает из игры. Эту игру можно проводить в разных вариантах, когда дети называют, например, цветок, дерево и фрукт.
• «Муха». Играть может любое количество людей. Каждый представляет себе поле как для «крестиков-ноликов» (размером 3х3 клетки), в центре которого сидит муха. В начале усвоения этого упражнения для наглядности поле можно и нужно нарисовать, а потом уже переходить к игре на воображаемом поле: сначала с закрытыми глазами, а потом — высший пилотаж! — с открытыми. Игра состоит в тот, что каждый из участников по очереди перегоняет муху по клеткам: ходить можно вверх, вниз, вправо, влево, нельзя ходить по диагонали и делать ход, противоположный ходу предыдущего участника. Проигрывает тот, кто выпускает муху за поле.
Не забудьте, пожалуйста, о пользе игр в «крестики-нолики», «морской бой», шашки и шахматы, карты, «найди семь отличий», прохождение по лабиринтам, различного рода эстафеты и т.п.
Важно, чтобы участники любой игры были заинтересованы в победе, вели борьбу «на интерес». Например, проигравший должен сделать что-то штрафное (вымыть посуду, вынести мусорное ведро, сократить время, проводимое у компьютера), а выигравший — непременно получить мини-приз.

Формирование автоматического осуществления
конкурирующих действий

Важным моментом является формирование у ребенка двух важнейших психологических факторов: умения разворачивать во времени и пространстве плавную кинетическую мелодию и автоматически осуществлять элементарные конкурирующие между собой действия.

• На первом этапе на определенное ваше движение ребенок (как «эхо») должен ответить тем же движением. Понятно, что это может быть абсолютно любой доступный ребенку двигательный образ: поднятый палец (нога, язык) или другое движение, жест, мимика. Очень полезно поработать с цветами, звуками, словами и т.д.
Например, вы подняли палец — он поднял палец; улыбнулись — он улыбается; подняли красный мячик — он делает то же самое. Вы постучали три раза — он три раза; два сильных удара, один слабый — два сильных удара, один слабый. Вы произносите «би-ба-бо», он повторяет это в том же порядке. Упражнение можно постепенно усложнять, увеличивая количество заданных образов до 2–5.
Сначала это актуализируется в рамках одной какой-то модальности: жест-жест-жест (кулак-палец-открытая ладонь). Затем — привлекая разные модальности. Например, вы опускаете голову, поднимаете руку и произносите звук; ребенок повторяет, как «эхо», все ваши действия. Или: мячик подбрасывается вверх — кидается в цель — высовывается язык — произносится сложное слово или скороговорка.
После нескольких таких единообразных паттернов или набора движений программа меняется: «Я показываю тебе палец, а ты мне — открытую ладонь (кулак)». Или: «Если я говорю «д» — ты должен сказать «т» (и наоборот: «Я — «т», а ты — «д»); «Я беру красный шарик, а ты — зеленый» и т.п. Затем правила игры усложняются так же, как описано выше.
Самым сложным заданием является необходимость совместить два действия. Сначала они должны быть аналогичными друг другу. Например, что-то нужно произносить шепотом (слова, цифры, считалки) и одновременно очень тихо хлопать в ладоши.
На следующем этапе инструкция усложняется: «Говорим тихо, а хлопаем (топаем) громко». Или: «Размахиваемся медленно, слабо, а кидаем резко».
Высший пилотаж здесь достигается путем очень быстрой смены программ, отраженных на всех перечисленных этапах.

Если ребенок - левша

Среди первоклассников иногда попадается особый тип детей, который интересен особенно. Это левши. При нейропсихологической диагностике выявляется, что их интеллект и все виды памяти выше нормы. При этом, все эти качества не мешают им быть крайне несобранными и числиться в числе отстающих. Статистика отмечает: в классах их становится все больше и больше.
У левши оба полушария более автономны по своей работе, межполушарные взаимодействия формируются гораздо позже, чем у правши. В повседневной жизни это проявляется так: ребенок часто не слышит обращенного к нему вопроса, не может объяснить смысла обращенной к нему речи.
У левшей, гораздо позже, чем у правшей формируется фонематический слух , а любой недостаток речи устной, естественно, отражается на речи письменной. Плюс ко всему у левши доминирует правое, образное, полушарие. Отсюда богатое воображение, фантазия(что часто трактуется как лживость). Отсюда же берут свои корни и частые страхи.
Чем левши отличаются от правшей?
Левши более эмоциональны, импульсивны, у них преобладает образное мышление, развита интуиция, они могут мгновенно схватывать материал, часто проявляют яркие творческие способности. Для них характерна способность видеть ситуацию с неожиданной стороны, несвойственной большинству, а также видеть проблему там, где никто ее и не замечал.
Маленький левша может горько плакать над злоключениями мультяшного героя, в то время как его сверстник-правша придет к такому же уровню сострадания к чужому горю в более старшем возрасте.

Для повышения эффективности обучения леворуких детей необходимо как можно чаще обращаться к возможностям правого полушария. Необходимо включать в учебный процесс манипулирование с моделями и макетами. Можно активизировать возможности правого полушария, используя всякого рода схемы. При обучении леворукие больше ориентируются на чувственные ощущения (зрительные, осязательные и т. д.). а не на речь. Для лучшего понимания материала им требуется опора на рисунок, предмет, наглядное пособие. Для леворуких трудна работа в больших группах при жестко регламентированных условиях и строгом соподчинении. Им необходима собственная инициатива и интуиция, индивидуальная работа.
Рекомендации учителю
Уделите ему немного личного времени:
• Полюбите левшу. Внесите в отношения с ним как можно больше доверительности и тепла, но не панибратствуйте. Держите дистанцию. Будьте ему не приятелем, а учителем – лицом, на которое возложена организация обучения и контроль за ним.
• Не торопите левшу. Если он не успевает делать задания вместе со всеми, попробуйте давать ему индивидуальные задания на карточке.
• Постарайтесь сделать так, чтобы он при детях не демонстрировал свою несостоятельнось – например, не читал вслух, если у него с этим плохо. Остерегайтесь резких высказываний в его адрес.
• Хвалите левшу за все, что у него получается. При похвале эти дети буквально расцветают.
• Левша легко освоит материал, если попросить его «додумать» самому: например, придумать концовку рассказа, а затем рассказать, как развивался сюжет у автора. Кстати, остальным детям это тоже понравится.
• Левша усваивает все, что он потрогал руками, понюхал, зарисовал. Расскажите об этом родителям, разрешите ему на отдельном листочке, когда вы рассказываете устно, рисовать что-либо связанное с темой вашего объяснения.
• Воздержитесь от эмоциональных пометок в школьных тетрадях или дневнике ручкой с толстым нажимом.
• «Модель мира ребенка может в корне отличаться от моей» - говорил С.В.Ковалев - «И я обязан уважать и учитывать эти различия». Давайте будем помнить эти мудрые слова.
Успехов Вам!