Родителям первоклассника

«.. счастливая жизнь – это то,
чего мы от всей души желаем и своим детям, и себе»
С Харрисон

Каждый год первого сентября в жизни тысяч детей происходит событие, кардинально меняющее весь их жизненный уклад. Они становятся первоклассниками. Сложно адаптироваться к школе первокласснику, но ведь и для каждого члена семьи этот новый этап в жизни тоже сопряжен с трудностями.
Изменяется социальный статус бывшего малыша - появляется новая социальная роль "ученик". Можно считать это рождением социального "Я" ребенка.
Любимое детское "хочу" в считанные дни вытесняют "надо" и "ты должен". В школе ребенка окружают новые лица. Он общается и с одноклассниками, и со старшими школьниками, и со взрослыми, а в детском саду он общался только со сверстниками. Появляется соперничество.
Способны ли мама и папа помочь ребенку справиться с нагрузкой в первые месяцы школьной жизни? Содержание родительских жалоб спустя месяц после начала учебы обычно сводится к тому, что ребенок не хочет читать, не слушает на уроке учителя, неряшливо пишет, спешит быстрее отделаться от заданий, одним словом, нисколько не старается учиться хорошо. Могут появиться трудности со слухом, зрением, логопедические проблемы.

Адаптация первоклассника к школе
Адаптация обозначает приспособление организма к условиям среды. Самое трудное время адаптации к школе у первоклассника – это первые 2-3 недели. В сентябре многие первоклассники болеют. Например, дети к концу первой четверти худеют, отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых - значительное его повышение (признак настоящего переутомления). У многих первоклассников родители наблюдают головные боли, усталость, плохой сон, снижение аппетита, врачи отмечают появление шумов в сердце, нарушения нервно-психического здоровья и другие недомогания. В течение первой четверти число учащихся, имеющих нервно-психические отклонения, возрастает примерно на 14-16%, а к концу учебного года число таких детей увеличивается примерно на 20%. Адаптация в целом длится от двух до шести месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника, затем постепенно организм приспосабливается.
Важно:
1 Направлять внимание своего ребенка на положительные аспекты его новой жизни в школе
2 Отмечать удачи
3 Игнорировать промахи: это временное
4 Разговаривать о школе в позитивном настрое
5 Ориентироваться на темы, интересные ребенку.
Переход от одного психологического возраста к другому знаменуется изменением ведущего типа деятельности, например, в дошкольном возрасте – это сюжетно-ролевая игра, а в младшем школьном – это систематическое учение. Сегодня можно говорить об изменении социальной ситуации развития современных дошкольников: вместо игры, лепки, рисования и конструирования используются «тренировочные» занятия по математике, родному языку, риторике. К концу дошкольного возраста у ребенка формируется «внутренняя позиция школьника» т.е. стремление занять новое социальное положение среди людей, пойти в школу, стать социально признаваемым членом общества. Если это стремление не реализовано, то возникают трудности в поведении ребенка, непослушание и капризы.
ПРИЗНАКИ ДЕЗАДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ:
• сменился эмоциональный фон: появилась излишняя агрессивность или пассивность;
• часто болеет;
• неуверенность в себе;
• быстрая утомляемость, слезливость, неусидчивость, тики;
• несобранность, не может себя заставить сесть за уроки;
• зная правила, не может их применять, делает "глупые" ошибки;
• появилось нежелание идти в школу;
• избегает дружить со сверстниками.
Если ребенок отказывается посещать школу, а это распространенное явление - это может быть связано с состоянием тревожного ожидания.
Чаще всего упорное нежелание посещать образовательное учреждение проявляется на протяжении трех периодов: между пятью и семью годами, в 11 лет при перемене школы и, особенно — в возрасте 14 лет и старше.
Иногда внезапный и полный отказ ребенка от посещения школы оказывается для родителей первым признаком того, что не все благополучно. Чаще наблюдается всевозрастающее нежелание идти в школу, причем ребенок проявляет тревогу и чувствует себя несчастным в момент, когда пора уже выходить из дома. Дети жалуются на соматические (телесные) симптомы тревоги, такие как головная боль, боль в животе, понос, тошнота, или неопределенно сообщают о плохом самочувствии. Такие жалобы предъявляются исключительно в дни школьных занятий, а не в другое время. Некоторые дети как будто охотно отправляются в школу, но по мере приближения к ней чувствуют себя все более несчастными.
Тревога в связи с разлукой особенно важна для детей младшего школьного возраста. У детей постарше может наблюдаться истинная школьная фобия, т.е. страх перед определенными аспектами школьной жизни, включая дорогу в школу, а также проявляемое по отношению к ним задиристое поведение других детей или неудачи во время занятий в классе. У других детей нет специфических страхов, но они чувствуют себя в школе неадекватно и подавленно.
Во всех случаях, за исключением наиболее тяжелых, необходимо принять меры для того, чтобы ребенок как можно скорее вернулся в школу.
Одной из причин отказа посещать образовательное учреждение может быть повышенный уровень тревожности, страхи.
Пугливость, чрезмерная зависимость от родителей, робость и застенчивость в общении с другими детьми, нарушения сна, ночные кошмары — это симптомы тревожного расстройства.
Ребенок с тревожным расстройством постоянно стремится удержать рядом с собой своих родителей и требует внимания. Он часто беспокоится о том, что с родителями может произойти несчастный случай или, что они заболеют, поэтому он отказывается идти в школу.
Страхи обычны для ребенка в возрасте от пяти лет до подросткового возраста (например, страх животных, насекомых, темноты). У некоторых детей вызывают страх социальные ситуации, они избегают контактов с незнакомыми людьми, смущаются при беседе. Большинство страхов проходят без лечения, при условии, что родители придерживаются последовательного подхода, обеспечивая ребенку поддержку и ободряя его.
Ребенок с тревожным расстройством постоянно стремится удержать рядом с собой своих родителей и требует внимания. Он часто беспокоится о том, что с родителями может произойти несчастный случай или, что они заболеют, поэтому он отказывается идти в школу.
Страхи обычны для ребенка в возрасте от пяти лет до подросткового возраста (например, страх животных, насекомых, темноты). У некоторых детей вызывают страх социальные ситуации, они избегают контактов с незнакомыми людьми, смущаются при беседе. Большинство страхов проходят без лечения, при условии, что родители придерживаются последовательного подхода, обеспечивая ребенку поддержку и ободряя его.
ИГРАЕМ Вы можете с ребенком провести психологический тренинг «Борьба со страхом». Ребенку дайте задание нарисовать в цвете на альбомном листе его страхи, а потом предложите лист бумаги скомкать, разорвать на мелкие кусочки и совместно с ним «совершить победу» над страхом, сжигаю обрывки рисунка. Помогает.
Для первоклассника важен режим дня. Сможете направить ребенка на соблюдение простых правил - он в течение всех лет обучения будет самостоятелен.
Самое простое решение проблем – соблюдение режима.
1 Спать ребенку днём
2 Домашние задания делать в середине дня: с 9-12 часов или с 16-18 часов. Время для урока 30 минут, затем 15-минутный перерыв.
3 Ложиться спать в одно и то же время, лучше в 21 час, сон должен быть в течение 11 часов в сутки.
4 Будить ребенка за 15-20 минут до реального времени подъема
5 Проснувшись утром, ребенок должен видеть улыбку родителей
6 Желательна утренняя зарядка
7 Калорийный завтрак обязателен

Важно:
1 Двигательная активность – это нормальный рост, развитие, жизнь. Движение 3-4 часа в день. Два раза в неделю по тридцать минут играть в подвижные спортивные игры, например, в футбол. Записаться в бассейн или секцию не одновременно, как ребенок поступил в школу, а несколько позже.
2 При поступлении в школу у ребенка тормозятся и рост, и развитие.
3 Если ребенок рвется на улицу побегать во дворе,- разрешите, даже если уроки не сделаны. Здоровье дороже!
Если начинаются капризы, истерики, перепады настроения - это симптомы психологического стресса.
Важно:
1. Разговаривать с ребенком в спокойном тоне.
2. Уделять больше внимания
3. Поощрять, одобрять, присутствовать- быть просто рядом в одном пространстве
4. Поддерживать желание добиться успеха
5. В каждой работе находить то, за что можно было бы похвалить
6. Уважать мнение первоклассника об учителях.
7. При выполнении домашнего задания через каждые 30 минут делать небольшой перерыв
8. Общение с телевизором и компьютером свести к минимуму (не более 1 часа)
9. Помнить, что ребенок может концентрировать внимание не более 15 минут
10. Любить, обходиться без наказания за сломанную игрушку
11. Быть последовательными. Если чем-то недовольны, объясните почему и расскажите, покажите, чего вы хотите от ребёнка.
Личностная (социальная) адаптация проявляется развитием следующих знаний и умений:
1. Уметь слушать, реагировать на действия учителя, планировать свою работу, анализировать полученный результат.
2. Уметь налаживать контакт с другими детьми, выстраивать отношения со взрослыми, быть общительным и интересным для окружающих.
3. Уметь правильно оценивать свои действия и действия одноклассников.
Успешность адаптации , в том числе, и у первоклассника зависит от адекватной самооценки. Сравнивая себя с другими, ребенок вырабатывает мнение о себе, о своих возможностях и способностях. В семье ребенок впервые узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача.
Важно:
1 Понимать
2 Быть внимательным
3 Любить
4 Терпеть
5 Поддерживать в первокласснике его стремление стать школьником
6 Обсудить с ребенком правила и нормы, с которыми он встретился в школе и почему их надо выполнять
7 Создать дома атмосферу, чтобы ребенок уверенно возвращался из школы даже с плохой отметкой.
8 Не получается ? – обращайтесь за консультацией к профессионалам: психологам, психотерапевтам.
О сохранении здоровья. Обращаем внимание на то, что, частые простудные заболевания, затрудненное носовое дыхание приводят к быстрой утомляемости, низкой работоспособности ребенка. Сохранить осанку помогут: ранец, обеспечивающий, равномерное распределение тяжести. Размер стола и стула или парты должен соответствовать росту ребенка. Ноги при сидении на стуле должны стоять всей ступней на полу, а колени согнуты под прямым углом. Чтобы не уставала спина, следует опереться о спинку стула. Приучите ребенка сидеть прямо, не нагибаясь низко над столом или партой. Расстояние от глаз до книги (тетради) должно быть не менее 30 см. А расстояние между грудью и партой контролируется с помощью собственного кулака, который свободно размещается между краем стола и грудью ребенка. Для сохранения хорошего зрения стол школьника надо ставить у окна, чтобы свет падал слева. В сумерках нужно включать настольную лампу с плафоном, закрывающим слепящую нить лампы (мощность лампы - не менее 60 ватт). Ручки и карандаши для школьников выбирайте округлой, а не ребристой, граненой формы, которая способствует развитию нарушений кровообращения и быстрому утомлению пальцев. Тетради должны иметь стандартный формат, не просвечивающиеся листы, глянцево-матовую поверхность, неяркую окраску обложки. Пеналы для карандашей - негромоздкие. Для школьников больше всего подойдет одежда из натуральных, легко стирающихся материалов (лен, хлопок, шерсть), можно с незначительной примесью синтетических материалов (в соответствии с нормативами). Чтобы избежать плоскостопия, покупайте кожаную обувь, подходящую по размеру и форме стопы. Резиновую обувь детям носить не рекомендуется.
ИГРАЕМ. Методика «План квартиры» Предложите всем членам семьи нарисовать план квартиры, это позволит оценить структуру психологического пространства каждого , а также выявить меру контроля и власти каждого члена семьи.

СОВЕТЫ для успеха:
1 Провожая в школу ребенка, максимально используйте утреннее время для полезного взаимного общения.
2 У ребенка должно быть свое пространство: если не комната, то рабочее место - письменный стол, для занятий. У него должны быть свои ручки и карандаши (карандаши придется на первых порах точить родителям).
Все это как у взрослых, но — личная собственность ребенка!
И ответственность за порядок тоже личная, как у взрослого.
3 Должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
4 Быть в курсе всего, что происходит в школе. Контроль дружеский - например, спросить, нужна ли помощь?
5 В первые школьные дни лучше всего садится за уроки вместе с ребенком, рядом, так, чтобы при необходимости, быстро остановить его руку: "Подожди, давай вместе подумаем!". Но проходит время, и взрослый отодвигается подальше. Он все еще следит за каждым действием, стараясь направлять и поправлять, но уже не протягивает руку, а останавливает словом: "Подожди, подумай". Через 3-4 недели, если все идет благополучно, взрослый отодвигается еще дальше, в другой конец комнаты, и "занимается своим делом" (читает книжку, вяжет, шьет), однако неуклонно продолжает наблюдать за поступками ребенка, давая точные задания и, проверяя результаты его работы через определенные промежутки времени. Спустя некоторое время ребенка можно оставлять одного, не забывая про контроль результатов его деятельности. Так можно приучить ребенка к вдумчивой самостоятельности.
6 Контроль должен быть ежедневным до выработки ответственности в выполнении заданного.
7 При приготовлении домашних заданий чередовать устные и письменные задания, начиная с более трудоёмких.
8 Сидя рядом с ребенком за письменным столом во время выполнения им домашнего задания, категорически запрещено раздражаться.
9 Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи.
10 Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. Но берите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.
11 При проверке домашнего задания, если находите ошибки, или небрежность, обращайте на них внимание ребенка, предложите ему все исправить. Будьте дружелюбны. Ваша цель - заботливая помощь.
12 Постарайтесь внушить, что уроки - это дело самого ученика, дети начальных классов еще очень трепетно относятся ко всему, что связано со школой.
13 Желание учиться должно постоянно оставаться необходимостью. Учение из страха быть наказанным приводит к тому, что у ребенка вырабатывается отвращение к учебе и школе.
14 Исключите из своего общения с ребенком оскорбления типа "бестолочь".
15 Вместо приветствия, когда их сын или дочь возвращается из школы: "Какие сегодня оценки?" спросите: "Что сегодня на уроках было интересного? Что тебе понравилось, а что огорчило?"
16 Для развития личности ребенка очень важно, чтобы он продолжал выполнять какие-то поручения по дому.
17 Принимать ребёнка - значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!
18 Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив, свой школьный альбом. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе. Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.
19 Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться, ребенок должен знать имена родителей, номер телефона, домашний адрес.
20 Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи.
Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Можно сделать эту скучную процедуру более привлекательной.
21 Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе.
22 Не старайтесь быть для ребенка учителем.
23 Стремитесь к поддержанию дружеских отношений.
24 Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомых. Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями. Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него незабываемым, если в программе торжества найдется место для совместных игр детей и взрослых. Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно.
25 Научите ребенка правильно реагировать на неудачи. Если ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше, помогите справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные — проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.
26 Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Немедленно вынеси мусор!». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всем. Лучше просьбу начинать с «Я». Например, «я буду очень рада, я буду тебе признателен за помощь в …»
27 Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе. Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На прогулке вы зашли в кафе. Предложите ребенку самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он сам попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займет очередь к специалисту
28 Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни
Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает. Научите самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями.) Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.
29 Научите ребенка самостоятельно принимать решения
Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного досуга всех членов семьи на выходные дни - еще более сложное дело. Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.
30 Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком
Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы. Продуктовые универсамы — очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте. Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится?
Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной.
Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение. Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.
31 Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность. Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса. Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое...
32 Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков.
Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом котенка. Учите ребенка чувствовать. Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость учения.
33 Желательно, чтобы внешкольные занятия появились у ребенка на второй год обучения или хотя бы через месяц-два после начала занятий в школе.
34 После школы он обязательно должен поспать или погулять, поиграть на свежем воздухе, а потом садиться за уроки.
35 И психологи и учителя в один голос утверждают, что для ребенка лучше та школа, что находится ближе к дому.
Ребенок как зеркало, в котором отражается портрет всей семьи, со всеми ее проблемами, успехами и неудачами.
Нет идеальных и совершенных людей, а ваш ребенок так дорог и любим вами.
Ваши старания и усилия позволят ему быть счастливым.