РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ

Общие рекомендации

Если вашему малышу уже исполнилось два года, и он постепенно начинает говорить фразой, то вам надо обратить особое внимание на темпы овладения им новыми словами. Накопление новых слов и выражений в «словарном запасе» малыша напрямую зависит от тех требований к его речи, которые предъявляются ребенку в семье, и условий, в которых малыш растет и развивается.

Дошкольным педагогам и воспитателям хорошо известно, что, как правило, наиболее успешно развивается речь у детей, которые воспитываются в семьях, где уже подросли их братья или сестрички. Старшие дети охотно используют малышей в своих играх, активизируя их двигательную и речевую активность, обучая следовать элементарным «правилам», требующим внимательного выслушивания и точного выполнения словесных команд и запретов.

Понаблюдайте за своим ребенком, особенно если это ваш единственный малыш. Как правило, вы гуляете с ним в определенном, хорошо знакомом и ему, и вам месте — на детской площадке, в песочнице, в скверике. Вокруг гуляют мамы и бабушки таких же малышей. Взрослые давно и хорошо знакомы друг с другом, они обмениваются на площадке интересующей их информацией. А дети, которые тоже уже «знакомы» друг с другом, тем не менее «гуляют» каждый сам по себе, обращая внимание скорее на новые игрушки своих «соседей» по песочнице, чем на них самих. Для того, чтобы маленькие дети начали самостоятельно общаться со своими сверстниками, нужен взрослый посредник, который первоначально возьмет на себя инициативу в игре.

Необходимо каждый раз придумывать для малышей новую простую совместную игру или занятие: собирать вместе шишки или листья, складывать камешки в ямку, искать «потерянную» в песочнице лопатку. Дети сначала будут только пассивно отвечать на заданные вами вопросы или выполнять ваши задания. Однако постепенно они привыкнут взаимодействовать в игре не только с вами, но и с играющими в эту, же игру сверстниками, смогут перейти от отраженного повторения ваших высказываний к самостоятельной инициативной речи, обращенной не только к взрослому, но и к другим детям. А желание «быть первыми» в игре (найти лучшую шишку, самый большой лист и т.п.) будет стимулировать у них активное употребление слов типа: «Я нашел! У меня больше!».

Игры и упражнения от 2 лет до 2 лет 6 мес.

• Ваш малыш должен обязательно проявлять возросшую речевую активность, инициируя короткие диалоги. Сначала они могут быть очень простыми и проходить в специально подготовленной взрослым ситуации. Например, мама «забывает» поставить малышу его тарелку на столе и зовет ребенка есть вместе со всеми.

В такой ситуации маленький ребенок будет вынужден обратиться с просьбой или вопросом к взрослому. Если малыш не может найти «нужных» слов, незаметно помогите ему, задав общий вопрос: «У всех есть тарелки? У кого нет ложки? У тебя есть тарелка? Не поняла, повтори, пожалуйста, еще раз! У тебя нет тарелки или ложки?» Форма такой «помощи» может варьироваться в достаточно широких пределах в зависимости от индивидуальных речевых способностей ребенка и особенностей его поведения, но в любом случае сама обстановка общения должна быть ориентирована именно на словесную просьбу-обращение, а не на протест или недовольство, выраженное с помощью возгласов или указательных жестов. В качестве образца правильного речевого поведения можно продемонстрировать малышу диалог между родителями, если мама «забудет» положить папе вилку или ложку.

• Стимулируйте ребенка употреблять личные местоимения, притом не только те, которые, как правило, употребляют все дети (я, мне, мое). Важно, чтобы малыш учился различать, кто «он», а кто «она», где «твое», а где «его». Для этого можно задавать ребенку вопросы типа: «Мальчик — это «он» или «она»? А мама — это «он» или «она»? А лисичка — это «он» или «она»?». В русском языке родовые различия выражены соответствующей формой личного окончания глагола в прошедшем времени. Дети после 2 лет уже неплохо «помнят» события, которые произошли недавно, например, с героями детской сказки. Поэтому можно обращаться к малышу и с «замаскированным» вопросом: «Лисичка убежала или медведь убежал? Он убежал или она убежала?»

• Стимулируйте у детей употребление в речи нескольких глаголов, последовательно описывающих развитие действия с одним героем. Например, рассматривая совместно с ребенком картинки про мишку, который хотел полакомиться медом лесных пчел, начинайте фразу, но не заканчивайте ее, чтобы малыш вставил в конце нужное слово. «Мишка по лесу... (идет, гуляет). На дереве — улей с медом. Мед мишка очень... (любит, хочет). Вот мишка на дерево... (лезет). А сейчас сюда пчелы... (летят)....» Помните, что в таком рассказе должно быть совсем немного слов, но их употребление должно как бы подталкивать ребенка к вспоминанию и называнию нужных глаголов (очень... любит, совсем не... боится, быстро-быстро... бежит).

Постепенно можно будет переходить к «нанизыванию» глаголов друг на друга, когда при рассказе по картинкам ребенок в хорошо знакомом тексте использует прием подстановки нужного глагола после союза «и», неоднократно повторяемого взрослым. Взрослый при этом показывает на картинке нужное действие, но не называет его («Мишка мед любит и на дерево ... Пчелы увидели медведя и на него...»).

Заключительным приемом, используемым при пересказе по картинкам содержания хорошо известного текста, может быть употребление взрослым первого предложения с последующим «приглашением» ребенка его продолжить (Мишка по лесу идет и...).

• Очень важно активизировать в самостоятельной речи ребенка употребление

разнообразных прилагательных. Многие молодые родители ошибочно полагают, что самым важным для ребенка является умение назвать цвет предмета. Это глубокое заблуждение! Ваш малыш, прежде всего, должен освоить такие качественные прилагательные, как «большой — маленький», «горячий — холодный», «хороший — плохой» и т.п. Эти слова выражают не только понимание малышом основных характеристик знакомых ему предметов окружающего мира, но и его эмоциональное отношение к ним. Собственно обозначение цвета словами закрепляется в речи значительно позже, чем умение соотносить предметы одного цвета между собой. Очень часто даже хорошо говорящие дети предпочитают называть все цвета одним, особо «полюбившимся» им названием, например «желтый» или «синий». Подождите немного: ваш малыш начнет лучше рисовать, станет просить у вас карандаши, вот тогда вы сможете выучить с ним названия не только основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый), но и их оттенков.

• Обратите особое внимание на произношение вашего ребенка. Ему должны уже быть доступны в произношении некоторые многосложные слова, например «халатики, вафельки, бусинки». Понаблюдайте, как ваш ребенок произносит губно-губные и губно-зубные (п, б, м, в, ф) согласные, достаточно ли активно смыкаются его губы. Очень часто у детей, рано перешедших на искусственное вскармливание, губная артикуляция очень вялая, но это становится заметно именно после 2-х лет, когда словарь ребенка активно наращивается. При увеличении длины слова ребенок начинает как бы «мямлить», четкость его произношения резко падает, губы размыкаются и в речи начинают искажаться даже простые слова.

Потренируйте вашего малыша в игре произносить слоговые серии типа (ва-ва-ва), и он успешно справится и с произнесением звука («в») в многосложных словах. Если, наоборот, вместо одних звуков ребенок устойчиво употребляет другие, резко отличающиеся от необходимого по способу артикуляции (например, в слове «надо» говорит «нага»), проверьте, сможет ли он воспроизвести нужный звук изолированно (игра «пулемет» — д-д-д), и если это у него получится, попробуйте учить слово по слогам. Обязательно учитывайте при таком обучении возрастные особенности вашего ребенка, завуалируйте занятие под игру, в которой можно получить нужное лакомство или игрушку, ответив на вопрос взрослого: «Тебе это надо?» («Да, надо!»).

• Дети после двух лет уже начинают употреблять в своей речи некоторые существительные в нужном падеже («Где твоя книжка? — На столе!»). Когда малыш пользуется при этом не предлогом «на», а заменяет его на аморфную словоформу «а» — не волнуйтесь. Все дети проходят через такой способ употребления предлогов. Гораздо важнее сейчас понять, все ли значения предлогов доступны вашему ребенку, может ли он «спрятать игрушку в карман, за спинку, под стол, в ящичек», умеет ли находить предметы, ориентируясь на речевую инструкцию, содержащую различные предлоги («Достань машинку из ящика! А мячик спрятан в сумочке»). Постарайтесь убирать предметы в незнакомые места, чтобы малышу нужно было обратить особое внимание на предлог, употребленный в речевой инструкции при их поиске (за диваном, под диваном, на диване под подушкой, под подушкой в кресле).

• Помните, что артикуляционные возможности вашего малыша еще значительно отстают от его речевых способностей: маленький ребенок может «рассказать» внимательному собеседнику о многом, употребив при этом значительное количество слов в искаженной форме. Старайтесь не обидеть ребенка чрезмерными придирками к его речи, чаще используйте прием «совместного говорения» трудных слов, сопровождая это эмоциональным поощрением и похвалой маленького «собеседника».

Именно на третьем году жизни речь постепенно становится для вашего ребенка полноценным средством общения. Ему уже не надо будет употреблять эмоциональные возгласы и жесты, чтобы привлечь внимание других людей к себе или получить необходимый предмет. Однако это не значит, что малыш уже говорит «как взрослый». Его речь все еще очень ситуативна, т.е. привязана к определенному контексту общения. Вместе с тем она должна быть понятна не только вам, его артикуляция уже позволяет самостоятельное произнесение коротких фраз и воспроизведение знакомых текстов сказок и стихов (повторение за взрослым или завершение речи взрослого).

Игры и упражнения от 2 лет 6 мес. до 3 лет

Заключительный период раннего возраста связан с освоением ребенком родного языка в полном объеме, достаточном для общения не только с близкими людьми, но и с незнакомыми взрослыми, со своими сверстниками и детьми старшего возраста. Речь хорошо говорящего трехлетнего ребенка — это активное средство общения с другими людьми.

Малыш выступает как инициатор такого общения, обращается к старшим с многочисленными вопросами (возраст «почемучек») и постепенно начинает осваивать короткий монолог (рассказ о событиях, происходящих с ребенком в настоящий момент). В его речи еще достаточно много ошибок, связанных с неправильным употреблением некоторых форм слов или словообразовательных моделей, однако мы можем одновременно наблюдать и постепенное овладение детьми нормами и правилами родного языка.

Именно с этим возрастом принято связывать начало процесса «сверхгенерализации», когда дети, до этого употреблявшие в своей речи подражательные образцы взрослых речевых моделей, вдруг начинают сами активно строить свой язык, стараясь преобразовать его по единой, хорошо ими освоенной словообразовательной модели. Так, например, малыш, до этого момента говоривший правильно, вдруг заменяет одним окончанием (как правило, мужского рода) все другие: «Я вижу папу, стулу, окну».

Этот процесс в целом носит позитивный характер, потому что свидетельствует о переходе от пассивного, подражательного усвоения родного языка к его активному постижению. Первые речевые опыты с языком у маленьких детей часто оказываются неуспешны и приводят к увеличению ошибок в словообразовании и словоупотреблении. Однако взрослым не следует мешать детям в их «экспериментах». Наоборот, своими вопросами или специальными «оговорками» они должны направлять наблюдения детей в правильное русло («У мамы — не ребенки, а ребята, у кошки — не котенки, а ...котята»).

• Для того, чтобы ваш малыш успешно усвоил основные окончания множественного числа существительных, словообразовательные суффиксы со значением размерности (нос — носище — носик), принадлежности (мамин, папин), надо обязательно проговаривать вместе с ребенком эти слова, следя за тем, как малыш произносит окончания. Раньше, в более младшем возрасте, было вполне допустимо использовать многие слова в «усеченной» форме («маленькая — маленька»), однако сейчас необходимо сосредоточить все ваше внимание именно на воспитании у ребенка умения говорить все гласные в окончаниях слов. В этом возрасте малышу еще может быть недоступно произнесение некоторых согласных (ж, ш, р), но все гласные он уже давно умеет говорить правильно. Поэтому все возможные неточности в произношении окончаний, их искажения или пропуски в самостоятельной детской речи должны привлечь ваше пристальное внимание. Помогите малышу «услышать» нужное окончание в слове с помощью вопроса: «Машина какая?» и обязательно похвалите его за правильный ответ, еще раз выделив в своем произношении нужную часть только что произнесенного ребенком слова: «Молодец! Машина красная!»

• Обратите особое внимание на то, как ваш ребенок понимает и использует в своей речи возвратные глаголы (моет — моется, купает — купается). Если малыш говорит сравнительно неплохо для своего возраста, но в то же время плохо освоил навыки самообслуживания, то трудно ожидать от него хорошего овладения возвратными формами глагола в собственной речи. Зато активному, инициативному ребенку, который часто употребляет слово «сам!», будет легко объяснить разницу между практическим значением слов «одевать» и «одеваться» и быстро научить использовать эти слова в различных ситуациях.

• Постарайтесь при чтении детских текстов (сказок, рассказов, стихов) привлекать внимание ребенка к стандартным оборотам и выражениям типа: «ласковые руки», «густые волосы», «умные глаза». Объясняйте малышу значения этих слов и стимулируйте употребление таких выражений при ответах на вопросы по прочитанному тексту. В дальнейшем освоенные таким образом фразеологические обороты прочно войдут в самостоятельную речь вашего ребенка, сделают ее более распространенной и эмоционально окрашенной.

• Не требуйте от ребенка сразу отвечать на ваш вопрос распространенным предложением. Речевые возможности маленьких детей ограничены не только трудностями усвоения некоторых форм речи (монолог) в данном возрасте и спецификой детской памяти и внимания, но и во многом зависят от сформированности длительного речевого выдоха, связанного с физиологическими особенностями детского организма. Лучше задайте малышу еще несколько уточняющих вопросов, а затем вместе еще раз повторите нужную фразу. Прием постепенного наращивания количества слов позволяет ребенку не только исчерпывающе ответить на заданный ему вопрос, но и в наибольшей степени предохраняет ребенка от риска возникновения запинок в его самостоятельной речи.

• Слоговая структура сложных слов уже доступна ребенку, ее воспроизведение может нарушаться только в новых или непонятных ребенку словах. Будьте особенно внимательны в подборе таких заданий! Вашему малышу в три года еще совсем не обязательно уметь произносить такие слова, как «экскаватор» и «электричество», зато слово «велосипед» должно звучать в его речи правильно. Вспомните прием похлопывания «трудных» слов и выучите некоторые из них с вашим ребенком. Помните, что правильно произносимые звуки должны обязательно звучать и в «трудных» словах. Например, если малыш говорит слово «сани», то, значит, надо учить с ним и слово «ка-пус-та» так, чтобы звук «с» различался при его произнесении.

• Как правило, на осмотре (консультации) у логопеда в детской поликлинике, который все дети обязательно должны пройти по достижении трех лет, обращается внимание не только на такие характеристики речи вашего ребенка, как словарный запас, грамматическое оформление, развернутость и логичность, но и на четкость произношения. Конечно, не все звуки малыш должен уметь произносить к трем годам, но наряду со звуками раннего онтогенеза, которые, как правило, не искажаются детьми (д, т, п, б, в, ф, м, н, к, г, х), он должен постепенно осваивать и более сложные артикуляции. После трех лет абсолютно недопустимым является межзубное произношение свистящих и шипящих, которое многие родители ошибочно считают милой особенностью детской речи. Последовательность освоения ребенком звуковой системы родного языка подчинена строгим закономерностям, которые хорошо известны логопедам и позволяют им уже в раннем возрасте диагностировать у ребенка даже негрубые отклонения в формировании звуков.